25 мая в Даугавпилсе, в Центре культуры Даугавпилсского края «Варпа» (ул. Добелес, 30), пройдёт Фестиваль восточного танца, который организует клуб «Ювента». Руководитель клуба Татьяна Лапковская рассказала, для чего женщины танцуют восточные танцы, почему она два года не проводила благотворительных концертов, и что особенного будет на фестивале.
О детстве и танцах
Я – гривская девочка Таня, родилась на Гриве, училась в 8 школе целый год. Потом мы получили квартиру в Первомайке, и я стала первомайской девочкой. Я танцевала с детства. Это мы сейчас детей во все кружки и студии записываем, а тогда мы сами записывались, я пошла и записалась. Самая первая моя учительница – Нелия Яновна Лайзане, которая вложила в меня все основы классической хореографии. Учительница всегда нам говорила, что любой танцор должен быть немного мазохистом. Ему должно нравиться тянуть себя, через боль даже. И для меня всё это было в кайф.
Об учёбе в институте и встрече с будущим мужем
После школы я очень хотела поступить в наш Педагогический институт (сейчас это Даугавпилсскй университет) на немецкую филологию, но в первый год провалилась и пошла на русскую филологию, где год отучилась. И параллельно занималась немецким с репетитором. Подтянулась по языку и на следующий год поступила на немецкий факультет. И как-то мы с однокурсницей увидели объявление, что набирают на факультет учителя танцев. И я пошла, вытащила билет с венским вальсом, станцевала, и меня приняли. Это было в 1999 году. Руководил танцевальным отделением Элмар Белинский.
Мне нужно было выбрать направление – народные или спортивные бальные. Я выбрала второе, потому, что партнёр для меня нашёлся. Мой будущий муж (улыбается). Он тоже учился на танцевальном отделении, закончил его. Но сейчас он не танцует, только меня во всём поддерживает. Кстати, именно благодаря ему, я решилась бросить стабильную работу и создать собственный танцевальный клуб.

О работе и высших силах
В Университете меня научили не только танцевать, создавать танцевальные композиции, но и передавать свои знания другим. Я получила диплом учителя танцев. Немецкую филологию тоже закончила, получила даже степень магистра. И я хотела преподавать немецкий, но к моменту, когда я закончила учёбу, немецкий язык почему-то остался только в нескольких школах, и такой работы не было. Какое-то время я работала в салоне красоты, потом в госучреждении, потом декреты. А танцы сопровождали меня всё время.
Я по жизни всегда так делаю – принимаю всё, что мне подкидывает жизнь. Мне кажется, что я плыву, и высшие силы направляют меня туда, куда надо, чтобы всё успешно сложилось.
О личном
У меня две дочки – одной 12, другой 9 лет. Мне, конечно, ужасно хочется, чтобы они танцевали. И сейчас они танцуют в школьном коллективе «Балагуры». Старшая начала интересоваться восточными танцами год назад, танцевала в моём коллективе. Но у неё есть другая, ещё более сильная страсть – рисование. И в этом году у неё пять дней в неделю рисование, и с танцами совмещать не получается. А младшая дочь очень спортивная, занимается волейболом. Я хочу, чтобы они сами решили, что для них важно, и занимались тем, что им нравится.
Об увлечении восточными танцами
В 2004 году я начала танцевать в Рижском танцевальном клубе «Асфар» под руководством Ларисы Яниной. Начала как ученица, потом стала учить других восточным танцам и стала руководителем филиала клуба в Даугавпилсе. А в 2010 году я открыла собственный клуб восточных танцев «Ювента». Так звали римскую богиню юности. А женщина всегда должна быть молода душой, и танец – это способ сохранить свою молодость.

Почему восточные танцы? Во-первых, потому, что без партнёра, и всё зависит только от меня. Во-вторых, мне нравится, что восточный танец – это стопроцентная импровизация. В нём нет таких стабильных связок, как, например, в спортивных бальных. Там всё очень математически – тут угол столько градусов, тут столько. Мой муж, со своим математическим складом ума, чувствовал себя во всем этом легко, а вот я – нет. И как только я познакомилась с восточным танцем, я поняла, что тут я могу придумывать всё, что хочу.
Меня поразило разнообразие этого вида искусства. В восточном танце одних только фольклорных направлений больше 15, и они все разные. Разные стили одежды, разные движения. Это очень интересно.
О фестивале в Греции и танцовщице из Туниса
Когда я создала свой клуб, я поняла, что мне нужные новые знания, новый опыт, новые эмоции. И я должна всё-время вдохновлять, а это тоже непросто. Я стала ездить на фестивали, знакомится с профессионалами, учиться у них. Например, последние четыре года я езжу на чудесный фестиваль в Грецию. Длится он пять дней, и с девяти утра до шести вечера – сплошные мастер-классы. И самое ценное, что преподают там в основном носители культуры.
Очень важно видеть, как танцуют носители культуры. Я поняла о чём вообще восточный танец только тогда, когда впервые увидела танцовщицу из Туниса Сандру. Это не движение плечами и бёдрами, что так любит наша публика. Восточный танец гораздо глубже. И для такого танца нужна не только техника, но и знание и понимание фольклора и культуры. Это рассказанная танцем история о любви, порой драматическая, порой романтическая. Я была поражена, насколько сильные эмоции испытываешь, глядя на Сандру. Добавляет настроения то, что она танцует под аккомпанемент своего мужа – певца Микаэля Джамала. На её мастер-классе плакала не одна я.

Сейчас вместе со мной на фестивали ездят и мои ученицы. А я сама уже второй год подряд поеду туда преподавать.
О пользе восточного танца и клубе «Ювента»
Кроме тривиальных фраз, которые можно прочитать в интернете, что в восточном танце очень много разнообразных движений и разрабатываются суставы; что это корректирует фигуру и убирает жир с талии; что это отличная эмоциональная разрядка — во время танца ты не можешь думать ни о чём другом, кроме как о том, куда и как тебе ногу поставить, какое движение сделать – отлично разгружает голову; гинекологи отправляют на занятия восточными танцами, потому, что кровообращение усиленное в малом тазу. Но я считаю важным вот что: я заметила, что все наши девчонки не умеют расслабляться. Ритм жизни у нас такой, много проблем разных у каждого. И расслабиться мы не можем. А танцевать восточный танец невозможно, находясь в напряжении. Всё тело должно быть расслабленным.
Многие думают, что девочка танцует восточный танец, потому что она хочет как-то мужчину завлечь, заманить. А на самом деле, это стоит на десятом месте, если вообще есть такая цель. Мне кажется, что главное, что ты на занятиях расслабляешься, отпускаешь всё, что тебя волновало и беспокоило, приходишь домой спокойная, умиротворённая.
Выступление клуба «Ювента» на празднике города в Даугавпилсе Клуб восточных танцев в Даугавпилсе «Ювента». Фото из личного архива
У нас собираются женщины совершенно разных профессий, с разным опытом и мироощущением. Но мы все – как одна семья. И я тоже многому у них учусь. К нам ходят не только для того, чтобы выступать потом на фестивалях. К нам ходят за здоровьем, за общением.
Как только любимое дело становится твоей работой, появляется риск превратить его в рутину. Ведь когда это хобби – то захотел – станцевал, не захотел – не станцевал. Работа – это рамки, это ограничения. И тут, опять же, важно вдохновение. А для этого и нужны фестивали. Чтобы вдохновляться. Чтобы девочки себя показали, чтобы получили положительные эмоции, пообщались с другими танцорами.
О жизненных силах и гимнастике Цигун
Пять лет мы организовывали благотворительные концерты восточного танца в Даугавпилсе, собранные деньги шли на помощь конкретным детям. Но в последний год я вдруг почувствовала, что у меня закончились какие-то жизненные силы. Не знаю, может быть потому, что я вдруг поняла, что мамочкам этих детей такая помощь, как мы оказываем, нужна каждый год или даже чаще. Я вдруг поняла, что мне не по силам им помочь. И было такое опустошение, явный знак, что надо что-то менять.
Удивительно, что параллельно этому моему состоянию, в Дневном центре, где я занимаюсь танцами с сениорами, мне сказали, что было бы хорошо заняться с ними и оздоровительной гимнастикой. Бабушки – контингент ответственный, и я стала искать, где бы мне подучиться.

И нашла «Солнечный Цигун» в Риге. Название такое яркое. Преподаёт его доктор-терапевт Игорь Кудрявцев. Он сам чернобылец и держит себя в тонусе этой китайской, опять же, восточной, практикой. И у него была книга «Сила жизни». Как раз то, что в тот момент мне было очень нужно. Я поехала, стала учиться. И у меня началась энергетически новая жизнь. Гимнастика Цигун помогла мне восстановиться, и теперь, через два года, я снова готова делать что-то масштабное. Вот, организуем фестиваль.

О Фестивале Восточного танца в Даугавпилсе
Такой фестиваль мы делаем впервые, раньше проводили только концерты. Фестиваль же – другой формат. Это соревнования, обмен опытом. К нам приедут танцоры из России, Литвы, из других городов Латвии. Конкурсная программа – с 14:00 до 19:00, но зрители могут в любое время приходить – на сцене всегда будет происходить что-то интересное.
Не могу я и без благотворительности: я узнала, что люди из Дневного центра обслуживания людей с нарушениями душевного характера подготовили обалденную выставку к Пасхе. Это же так здорово, только надо, чтобы это увидели побольше людей! И я решила сделать вход на наш фестиваль за покупку чего-либо у этих людей. То есть, в фойе «Варпы» мы организуем выставку-продажу и предложим нашим зрителям посмотреть эти прекрасные поделки и купить их. Там будут открытки, сделанные собственными руками, украшения из бисера. Поверьте, во всём этом так много тепла!
Я хочу попросить зрителей похвалить и поблагодарить авторов этих работ, сказать им, что сделанные ими вещи вам нужны, пригодятся в доме, станут хорошим подарком. Для них это очень важно — чувствовать себя нужными, я думаю, что даже важнее, чем деньги.
И ещё раз приглашаю всех, приходите в «Варпу» 25 мая на наш фестиваль!