Сериал «Чернобыль», посвящённый аварии на Чернобыльской АЭС в 1986 году, снова вызвал интерес к этой катастрофе. Припять и бывшая атомная электростанция стали меккой для туристов, желающих получить острые ощущения. Даугавпилчанин Вадим Поляков побывал там в мае этого года. Жена подарила путёвку на день рождения.

Расскажите о себе, чем вы занимаетесь, кто по образованию?
Обычный даугавпилчанин, ничего особенного. Работаю на оптовом складе электроматериалов. Так получилось, что меня очень интересовала тематика заброшенных городов. Чернобыль стал культовым объектом после выхода игры Stalker. Анонсировали, что первая версия «сталкера» пыталась использовать реальные локации. Показывали фотографии Чернобыля реального и Чернобыля, который в игре. Очень приближенно.
Дорогая путёвка туда? С визой и прочим, на сколько расчитывать?
Официальные турагентства предлагали путёвку в районе 700-800 евро. Лично я поехал с командой Chernobyl Team. Она организует официальные поездки, но это не туристическое агентство. Это значительно дешевле, надо индивидуально договариваться с самими представителями команды, цены плавающие.
Путёвки, что предлагают турагентства, это, вероятнее всего – автобус, который проезжает мимо ключевых объектов, можно выйти и сфотографироваться на фоне. То есть, это более строгий формат. Когда собираются маленьким бусиком, 6-7 человек, поездка становится интереснее. По самой зоне с нами едет проводник, который может ответить на все наши самые нелепые вопросы. Получается более подробно.
Неформальная такая организация даёт больше возможностей. Есть правила, которые запрещают заходить во все здания, ползать по некоторым объектам тоже нельзя. Эти правила, конечно, есть, но с неформальной группой есть шанс как минимум сделать очень интересные кадры.
В места с большим радиационным фоном экскурсии не водят?
Если вы хотите адреналина, то одно дело – залезть на какой-то кран, на крышу здания, другое дело – залезть в подвал печально известной медсанчасти, куда свозили всех пожарных во время катастрофы для оказания первой помощи, и всю одежду с остатками радиоактивных отходов скидывали в подвал. Это всё лежит там по сей день. Последствия можно получить через 5-10 лет в виде раковых опухолей и так далее. Это не шутки и действительно опасно, это не курорт. Между прочим, мы и до этой медсанчасти добрались, насколько мне известно, в рамках официальных туров этот объект пропускают.
Есть такой «ковш смерти», которым вытаскивали всё из реактора. Один из сталкеров умудрился в этом ковше поспать. Пьяный был, но говорят, что через полгода у него начались проблемы со здоровьем.
Сейчас там много людей живет?
Ну, мы были в 30-ти километровой зоне. Есть частные домики, в домах горит свет небольшой, и, как мне сказали, там живут бабушки, которые после катастрофы никуда оттуда не уехали, и по сей день там живут. Таких домов, на самом деле, много. Как говорят многие люди оттуда не уезжали и по сей день там жили, живут и будут жить.
Припять была жива до 2000 года, там жили люди, даже бассейн функционировал. И весь обслуживающий персонал станции – а это три энергоблока, спокойно ходил в этот бассейн. Сейчас его, конечно, уже загадили. Мы поехали летом, там по всем улицам деревья, и за деревьями нельзя увидеть даже здания. Есть места, где сталкерам оставляют деньги чтобы они могли покушать. Иногда даже сами проводники подкармливают этих людей. Есть специальные сталкерские хаты и вагончики, где они живут, где оставляют еду, воду, сигареты, бывают записки оставят.
Там есть полноценно жилая часть, в Чернобыле, даже гостиницы есть – стоит новая мебель, но она сделана в стиле Советского союза. Мы жили в гостинице, где заходишь в номер, а он как квартира.
А как в плане техники безопасности, какие меры?
При въезде проводят инструктаж. Сказано, что в здания заходить нельзя, ходить можно только по дорогам. Дороги – самое безопасное место. Их моют, радиационный фон там не превышает 0,3 рентген – фон Москвы, а то и ниже. Человек, который приедет со столицы, для него это будет ни о чем.
На любом контрольном пункте стоят приборы, которые вас сканируют: нужно встать, приложить руку, колени, в общем точки, которыми вы можете прикасаться к поверхностям. Датчики вас сканируют и проверяют на наличие загрязнений. Если что-то и вытащите, то очень незначительно. Требование к одежде – должны быть длинные рукава и так далее. Самое опасное, что там есть — грибы. Они впитывают всю радиацию и есть их нельзя ни в коем случае.
Сколько дней вы там были? Как всё проходило?
Непосредственно в Чернобыле — 2 дня. Мы не ехали через Белоруссию, не знаю, с чем это связано, все почему-то едут через Польшу. Может быть, из-за пограничных проблем. Оставались в гостинице города Сарны — это один из самых приближенных городов.
Бедный городок, мы даже видели тёмненьких людей, не знаю, как назвать их. Ребёнок, который смотрел, как в африканских фильмах, голодный. Один из наших людей спрашивает: «Что ты хочешь?». А он: «Есть хочу!». А там ларьки стоят — наверное 3 или 4 ларька. Как в 90-ые года, советские ларьки, в которых есть все, начиная от газет и заканчивая выпивкой, хот-доги и так далее. Хот-дог этому ребёнку купили, и он счастливый ушёл.
Город находится примерно в 300 километрах от самого пропускного пункта в Чернобыльскую зону, поэтому вставали рано. По приезду заселились в гостиницу и поехали кататься по Чернобылю. Вернулись обратно, ночёвка, с утра подъём, и опять то же самое.
Продают сувениры?
Там есть магазины, которые находятся на самой территории, и там есть маечки, магнитики, кепки. Пять маек разного вида, два вида кепок, и, наверное, семь видов магнитов непосредственно внутри территории. Если подъехать к первому пропускному пункту в 30-ти километровую зону, то там стоят ларьки от таких команд как Chernobyl Team, и вот там можно купить кофе, чай, всякие сувенирчики, магнитики, там очень много всего, и вот там сувениров можно набрать массу.
Гид рассказывал интересные или жуткие истории?
Мы были на заводе «Юпитер», и гид рассказывал, что в затопленном подвале есть две ёмкости с гравием, взятым с Чернобыля. История была такая, что думали, как утилизировать это и отвезли в специальную лабораторию «Юпитера». Это завод, который официально выпускал лентопротяжные механизмы для бытовых магнитофонов и другие аналогичные мелкие детали. Но на самом деле он также работал над военной техникой, и был полузакрытым объектом. Но Советский союз развалился, и это всё так и осталось, и если туда идти, то более 3-х минут находиться даже в спецовке нельзя, к тому же, сам подвал частично затоплен, вода радиоактивна.
Ещё там есть 4 двенадцатиэтажки. Периодически город закрывают, и натовские войска проводят учения. И в многоэтажках на некоторых этажах можно найти следы этих учений – гильзы и так далее.
Там по-прежнему работают люди? Как они на эту опасность идут?
Четвертый энергоблок обслуживается, и хотя бы раз в полгода внутрь туда кто-то входит. Так что хочешь-не хочешь, но приходится заходить в опасные зоны, и проводить там какие-то эксперименты. Этим и обуславливалось то, что наш гид потерял троих работников, причём, одного очень хорошего специалиста, который получил за раз сразу раковую опухоль головы, позвоночника, и ещё чего-то. Прилетели даже специалисты, которые пытались спасти, но через 2 недели он всё-таки умер.
Наш гид работает в Институте ядерных технологий (Институт ядерных исследований НАН Украины). Пишет про это работы, занимается тем, что отвечает за безопасность на станции, проводит там разные эксперименты. Работает по сменам, а в выходные проводит экскурсии.
Город умирает, хоть за ним и присматривают. И с каждым годом там всё меньше и меньше остается чего посмотреть. Была свалка заброшенной техники, а сейчас, говорят, этого всего уже нет. Металл уже чистят, спиливают, то что радиоактивно – скидывают отдельно.
Дугу пока не спилили, потому что объекты подрывают, они падают, а потом их спиливают. Но говорят, что от падения дуги будет такая сейсмическая активность, что скорее всего рванут все оставшиеся энергоблоки.
Кстати, о том, что писали об аварии на ЧАЭС даугавпилсские газеты в 1986 году, и как помнят её ликвидаторы из Даугавпилса «Чайка» рассказывала здесь.
[…] Вадим уже однажды был героем нашей истории. Здесь мы писали о его поездке в Чернобыль, которую ему […]
[…] здесь можете прочитать историю даугавпилчанина, который […]