О жизни незрячих людей Даугавпилса. Роман Праневичус об образовании психолога, трудоустройстве и собаке-поводыре

Роман Праневичус. Фото: Евгенйи Ратков
Роман Праневичус. Фото: Евгенйи Ратков

Даугавпилчанин Роман Праневичус родился слепым. В 2007 году закончил Страздумуйжскую среднюю школу-интернат, где учат по системе Брайля. Затем поступил в Даугавпилсский университет на факультет социальных исследований, в 2011-ом получил диплом бакалавра, а в 2013-ом диплом магистра психологии. С прошлого года возглавляет Даугавпилсскую территориальную организацию Латвийского общества незрячих. Роман рассказал о том, как образование психолога помогает ему в жизни, что нужно сделать для того, чтобы людей с ограниченными возможностями брали на работу и о том, как развита инфраструктура для незрячего человека в нашем городе. 

О психологии и обучении 

Психология —  это случайный выбор. У меня вообще всё в жизни происходит случайно. Если бы за год до поступления мне кто-то сказал, что я буду учиться на психолога, я бы очень долго смеялся. Но как только начал учиться, понял, что мне это интересно. 

Поддержи «Чайку»:

Ты получаешь знания, которые позволяют тебе по-другому общаться с людьми, иначе смотреть на мир. Начинаешь анализировать людей и понимать, почему они себя так ведут. Это помогает принять людей и лишний раз не обижаться на них. 

Лекции я записывал на диктофон. Рефераты печатал на компьютере. С этим никаких сложностей нет, потому что раскладку клавиатуры знаю наизусть. Для поиска информации в интернете использовал программу Jaws. Она озвучивает текст, который вы видите на экране. Таким образом незрячий может читать любую информацию в интернете. 

О самоиронии

В университете ко мне относились с пониманием и уважением. Однокурсники всегда старались помочь, правда, иногда всем коллективом «жалели», говорили — «ты вот шпаргалку сделать не можешь, тебе всё приходится запоминать…». К самоиронии я отношусь нормально. Главное во всём знать меру. 

О трудоустройстве

Пока не сложилось. Во-первых, у меня академический диплом, поэтому по сути я имею право только читать лекции, но все места сейчас заняты. Чтобы получить профессиональный сертификат, нужно продолжать обучение, но сразу возникает вопрос — «а что будет дальше?». Для того, чтобы открыть свою практику нужен опыт работы, а чтобы получить этот опыт, нужно, чтобы тебя кто-то трудоустроил. Получается замкнутый круг. 

На людей с инвалидностью работодатель реагирует с осторожностью. Думает, что тот будет чаще болеть или не справится с каким-то обязанностями. 

Я считаю, что предпринимателей нужно как-то мотивировать, чтобы им хотелось взять на работу инвалида. Например, давать льготы по налогам. 

Сейчас существует программа субсидированных рабочих мест, которую осуществляет биржа труда. Работодатель берёт на работу человека с ограниченными возможностями, платит за него налоги, а зарплату выплачивает государство. Но я слышал, что, когда договор заканчивается (обычно это год или два), то работодатель чаще всего прощается с таким сотрудником. 

Об инфраструктуре для незрячих и отношении людей 

Сколько людей, столько и мнений. Конечно, всегда хотелось бы лучше. Например, установили на кожзаводе звуковые светофоры и народ начал жаловаться, что слишком громко и им мешает. Как сказал один мой коллега, по такой логике нужно убирать трамвай. 

В посёлке Общества слепых установлены перила, которые ведут к конкретному маршруту, например к магазину или автобусной остановке. С одной стороны, это очень удобно, но с другой стороны, если вдруг, в силу жизненных обстоятельств, тебе придётся переехать в другой микрорайон, передвигаться свободно ты уже не сможешь. В городе инфраструктура для незрячего человека практически не развита. 

Люди все разные. Один человек с удовольствием придёт на помощь, другой проигнорирует, а третий может и нахамить. 

О собаке-поводыре 

Собака-поводырь — больше, чем друг. Это глаза, которые сопровождают тебя несколько лет, поэтому психологически очень тяжело, когда она умирает. Моя собака была со мной 7 лет, и к новой я пока что не готов. Не готов снова её потерять. Вначале она начинает болеть, потом у неё отказывают лапки, и в какой-то момент тебе нужно принять решение о том, чтобы её усыпить. Это больно. 

О досуге и путешествиях 

Недавно я присоединился к вокальному ансамблю «Позитив» и теперь пою вместе с ними. Иногда посещаю концерты, предпочитаю больше рок-музыку. Также могу сходить в театр или кинотеатр, либо в музей, если там разрешено трогать экспонаты руками. 

Путешествовал по Латвии и по странам ближнего зарубежья. Всё зависит от уровня адаптации конкретного человека, насколько он готов бродить по незнакомым местам. Я знаю инвалидов по зрению, которые свободно передвигаются и могут полететь в любую страну мира. Есть один уникальный слепой парень, у которого настолько обострены все чувства, что он практически без посторонней помощи ориентируется в незнакомой местности.  Каждому природа даёт свои таланты…

О планах на будущее и о том, что волнует 

До 2022 года у меня есть должность председателя правления Даугавпилсской территориальной организации Латвийского общества слепых. Потом будут выборы, но я ещё не решил буду ли баллотироваться на второй срок.

Хотелось бы, чтобы у людей с ограниченными возможностями была работа и чтобы их воспринимали равноправными членами общества. Люди старшего поколения до сих пор ностальгируют по заводу, куда брали инвалидов по зрению.

По последним репликам нашего министра благосостояния, может показаться, что инвалиды хотят сидеть на шее у нашего государства. Нет, они хотят нормально жить и работать. На сегодняшний день моё пособие по инвалидности составляет 138 евро. Интересно, смогли бы наши депутаты прожить на эти деньги…

Нашу предыдущую историю о слепом массажисте Игоре Федосове читайте здесь, а текст про то, как и чем живёт даугавпилсское общестов слепых — здесь.

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments