В 1993 году в Даугавпилсе начала работу новая танцевальная студия для детей «Визаж». Основала её и ведёт по сей день Елена Гризане, на хрупких плечах которой лежит не только ежедневное обучение детей танцевальным движениям, но и постановка танцев, разработка костюмов и организация выездов на конкурсы. В «Визаже» танцуют около 70 детей. Со своими номерами они каждый год занимают призовые места на международных и региональных конкурсах.
У каждого коллектива должно быть лицо
Лена училась в Даугавпилсском пединституте, а после его окончания стала помогать в лагере «Дзинтариньш». Там её заметила Людмила Смыкова и позвала вести аэробику в Детско-юношеском центре «Яуниба». Лена оказалась настолько активной и так горела желанием поделиться своим умением танцевать, что уже через год (1993 г.) она собрала свой коллектив. Как вспоминает сама Лена, «это получилось как-то само собой. Просто хотелось танцевать, был такой душевный порыв».
Знаний для такой работы не хватало, и Лена пошла доучиваться. Так сложилось, что ей посчастливилось попасть на обучение к Анне Инне Барановской (бывшая прима-балерина Латвийской Национальной оперы). О ней Елена до сих пор вспоминает со слезами благодарности на глазах: «Её уже нет с нами, но это самый главный учитель в моей жизни. Она мне открыла мир балета». У Инны Вольдемаровны Лена 4 года обучалась классическому и народному танцу. А приобретя ценный запас знаний и мастерство, хотелось ими делиться.
В самом первом составе коллектива «Визаж» было всего 7 человек, набрали и группу малышей — около 10 детей.
Название коллектива тоже придумала Лена. «Визаж» — это то немногое, что я вообще тогда знала по-французски, — смеётся Лена. — Это значит «лицо». Мне показалось, что коллектив должен иметь своё лицо, да и звучало само название красиво. Так оно у нас и осталось».
Малыши, зайки, поттеры…
Сейчас в «Визаже» танцуют около 70 человек. Ребята делятся на возрастные группы. У каждой группы есть название. Своих воспитанников Лена ласково называет: «Подготовишки-малыши» (это детки 5-7 лет), «Зайки» (примерно 3-4 класс), «Поттеры» (5-6 класс) и «Старшенькие» (7-9 класс).
Дети в группах разные, каждый со своим характером. Но объединяет их всех желание танцевать. Для Лены все они свои, близкие, но по настрою группы отличаются друг от друга. «Зайки — очень живые, открытые, такие маленькие смешинки, — делится Лена. — «Поттеры» постарше, их уже можно назвать жизнестойкими, целеустремлёнными, они у меня бойцы. «Старшенькие» — нежные, ранимые. Я их называю «обнимашки», ну а «малыши» очень разные: и беззаботные и уверенные в себе, и робкие».
Возраст имеет значение
В коллектив приходят разные дети. Одних приводят родители в младшем возрасте, другие приходят сами, будучи уже постарше. Возраст ребёнка для успеха в танцах, по мнению Лены, тоже имеет значение. «Родители часто просят взять ребёнка на танцы пораньше. Но в 3 годика очень легко отбить вообще охоту танцевать. Пока мы с ними играем, развлекаем их, им нравится, а потом, когда приходится уже более серьёзно работать, это становится трудно, и часть детей уходит», — рассказывает Лена.
Есть сложности и с теми детьми, которые приходят в старшем возрасте. Им не хватает навыков, чтобы танцевать на одном уровне со своими ровесниками в группе. «Те, кто занимался раньше, уже умеет выполнять сложнейшие гран-па, а у этого ребёнка не получается, потому что он не владеет техникой, которой другие научились до этого, не владеет так хорошо своим телом. Он может упасть и получить травму. Мы стараемся не принимать новых детей в старшую группу, потому что догнать уже практически невозможно», — объясняет Лена. Хотя, как признаётся, бывают исключения, когда ребёнок своим трудолюбием может достичь результата. Главное, в него верить.
Если ребёнок постарше хочет танцевать, но раньше танцами никогда не занимался, то ему, по словам Лены, лучше выбрать менее сложные виды танцев, те, в которых не нужны будут обязательные шпагаты, растяжки, прыжки и прочее. «Это ведь будет только мучение для ребёнка — пытаться догнать сверстников, которые годами тренировались. А зачем оно надо, если можно пойти на другой вид танцев и там достичь успеха? Важно подойти к этому выбору осознанно и разумно».
Отбора как такового в танцевальную студию нет. Туда готовы принять всех детей. Исключение составляют только детки с проблемами со здоровьем, которые от танцевальных занятий могут усугубиться. Например, очень большой «X» в коленях, сильное плоскостопие, проблемы со спиной. Не берут и детей с низким болевым порогом. «Упражнения на растяжку болезненные, нужно растянуть мышцы, чтобы сделать тот же шпагат, например. А если ребёнку при малейшей попытке это сделать очень больно, то ничего не получится. Нельзя мучить ребёнка», — объясняет Лена.
А как там у других?
Руководя студией «Визаж» уже далеко не первый год, Елена отлично знает об уровне танцев и у соперников на различных конкурсах и соревнованиях как в Латвии, так и за границей. Видят его и дети. Именно поэтому, чтобы не опускать свою планку, продолжать радовать зрителей яркими выступлениями и побеждать снова и снова, приходится тяжело работать каждый день.
«Танцы — это искусство, — говорит Лена, — Но бывает, что у детей не хватает данных: нет нужной гибкости, растяжки, выворотности (способность развернуть ноги (бедра, голени и стопы) наружу). Нам приходится много и усердно работать, чтобы их развивать. Дети многое должны освоить: и движения джаз-модерна, и балетный станок, и элементы акробатики. Сейчас уровень современных танцев настолько высок, что надо знать всё, — делится Лена. — В этом году сложнейшая программа на Праздник песни и танца. Дети в пятом-шестом классе должны уже крутить фуэте».
«Расскажите сказочку!»
В студии «Визаж» раньше ставили танцы в стиле шоу-дэнс, сейчас танцуют и модерн. Каждый танец — это отдельная тема, своя история. Чтобы дети смогли эту историю станцевать, её надо им рассказать. «Было у нас такое, что дети просили меня рассказать сказочку. Рассказываешь им историю о танце, тогда им легче это прожить и протанцевать, — рассказывает Лена. — Был у нас когда-то китайский танец «Все под небом». Мы даже с ними посмотрели этот фильм и сделали постановку по легенде. По «Гарри Поттеру» мы тоже танец ставили, бился у нас Гарри с Малфоем. Так детям проще почувствовать и станцевать танец с душой, а не с пустыми глазами».
С минимальными ресурсами к настоящему успеху
Все занятия по танцам в студии «Визаж» Лена ведёт сама. Она же занимается и постановкой танцев и придумыванием образов и костюмов. «Всё мы делаем сами, — признаётся Лена, — Если у других коллективов за границей есть по пять, по девять педагогов по танцам, есть постановщики номеров, самих занятий больше, то мы тут всё своими силами делаем. С детьми я занимаюсь с каждой группой три раза в неделю и стараюсь дать им всего по максимуму. Костюмы сама придумываю, рисую на бумажке и несу портнихе, которая шьёт не только нам, но и другим коллективам. Иногда она так загружена, что не успевает, тогда ищу кого-то другого».
Елена рассказывает, что заграничные коллективы часто принимают только тех, у кого уже есть растяжка и выворотность. В «Визаже» такого никогда не делали. «Мы бъёмся с нашими детьми, с такими, какие они у нас есть. Они — наши. Всему учим с нуля. Главное ведь вера в ребёнка и его собственное трудолюбие. Тогда всё может получиться», — говорит Лена.
Очень помогает Лене в работе с коллективом концертмейстер Светлана Алексеева. Она аккомпанирует на классическом уроке.
Тепло Лена отзывается и о родителях своих воспитанников. Они во всём стараются помогать коллективу. Где надо — словом, где надо — финансово. Поездки на конкурсы в основном оплачивают родители детей. Помогают мамы с папами и когда нужно детей мотивировать. «Лень-матушка — наша проблема. По-настоящему трудолюбивых деток, которые готовы постоянно усердно заниматься и впитывать всё новое — единицы. Тогда я прошу родителей, чтобы как-то мотивировали детей, рассказывали им, какие они будут красивые, изящные и т. д. Сама детям говорю о том же. Помогает».
Безусловно, не работал бы коллектив и без материальной поддержки Управления образования, Детско-юношеского центра «Яуниба». А перед последней поездкой на конкурс в Минск помощь пришла и с другой стороны. По ходатайству белорусской стороны и Даугавпилсской думы визы для детей и педагогов сделали бесплатно.
Какая же жизнь без курьёзов?
В жизни коллектива часто случаются различные курьёзы и забавные ситуации. Однажды танцоры «Визажа», сами того не зная, дополнили выступление коллег на сцене Даугавпилсского Центра латышской культуры. Стоя сбоку сцены, на которой выступал другой коллектив, они стали тоже пританцовывать. Не заметили только, что свет падал так, что их тени отражались на заднем фоне сцены. В итоге перед зрителями танцевал один коллектив, а на фоне был «театр теней» от другого.
Бывало, что перед выступлением дети ловили смешинку, хихикали и никак не могли успокоиться. «В Даугавпилсском университете мы так однажды выступали, — рассказывает Лена. — Дети должны были на фоне коней выползать на сцену. И чем-то их эти кони так рассмешили, что они так со смехом у меня и выходили».
Был как-то случай на Празднике песни. Мероприятие очень масштабное и серьёзное. В эти дни всегда много переживаний. Тяжёлая нагрузка, условия проживания непривычные. Например, приходилось до ночи ждать очереди в душ. «И вот наша группа выходит на сцену и сразу занимает лежачие позы, — рассказывает Лена. — И одна девочка заснула! Как сама потом рассказала, просто отключилась на какой-то момент и всё. Но танец всё же станцевали. А я помню, как смотрела на их выступление и думала: что-то вяленько мы как-то танцуем… а они, оказывается, просто спать хотели!»
Как признаётся руководительница «Визажа», бывает, что дети и костюмы на выступление забывают. Один раз маме пришлось бежать в магазин покупать легинсы дочке. «У группы «Поттеров» однажды тоже приключение было. Ехали на очень важное выступление — республиканский конкурс, и штаны забыли. Полетели с родителями в Первомайку за штанами, а они тем временем уже нашлись на месте. Тапки раз потеряли на выступлении. Распоролась обувь во время танца. Правда, судьи нам эту оплошность простили. А так всякое, конечно, бывает», — делится Лена.
Об успехах и планах
Танцоры «Визажа» — многократные чемпионы Латвии и победители международных конкурсов. Из последних наиболее значимых побед: 1 место на конкурсе-фестивале «Калейдоскоп талантов. Весна 2017» в Польше, 2-ое место на Международном конкурсе танцев Dance Revolution в Литве, 2-ое и 3-е место в Международном фестивале-конкурсе MEGADANCE 2019 в Минске и успешно пройденный этап отбора на Праздник песни и танца молодёжи.
Кроме того, за время своего существования студии «Визаж» удалось вырастить трёх педагогов по танцам. Это Вероника Сардыко — «MyArt Dublin», Юлия Плавока (Сташкевича) — „Deju teātris”, Инеса Тимшане (Богдане) — FantaZy dance group.
В 2020 году «Визаж» примет участие в следующем отборочном этапе на Праздник песни и танца, а также планирует поставить два своих новых номера и поехать куда-нибудь на конкурс.
Танцы — это часть моей души
Занятия танцами не только развивают детей физически, но и, как говорит Елена Гризане, воспитывают в них такие качества, как терпение, сила духа и даже некое мужество. «В крайних случаях ведь, когда нет другого выхода, они выходят на сцену и с температурой, и со стёртыми ногами. Иначе коллектив не сможет выступить. Мы тут все друг от друга зависим. Дети и родители это понимают».
В коллективе даже есть традиция «Ананас за спасение коллектива». Его вручают, если ребёнок выходит на выступление больной, с температурой. На конкурсе в Минске это была Вика Вейсе, а на выступлении во Дворце культуры в Даугавпилсе на этой неделе — Даша Киселёва.
Своих воспитанников Лена учит отдаваться любимому делу полностью. Дети очень любят импровизации на занятиях, прыжки, акробатику, всегда очень радуются победам. О своём собственном отношении к танцам Лена говорит: «Это часть моей жизни, моей души и моего сердца».
[…] Танцевальная студия «Visage», возраст 4-20 лет. О «Visage» мы уже писали ранее тут. […]