
На прошлой неделе, 9 декабря, прошла встреча лидеров «нормандской четверки», на которой обсудили урегулирование конфликта в Донбассе. В рамках саммита президенты России и Украины впервые встретились лично и провели переговоры. Пожалуй, это и было самым главным результатом саммита. Сам саммит длился пару часов, а встреча Зеленский — Путин – 15 минут. Нерешёнными так и остались два ключевых положения.
Президент Украины Владимир Зеленский заявил, что не пойдёт на федерализацию своей страны. А это значит, не будут вноситься изменения в конституцию Украины о предоставлении Донецкой и Луганским областям особого статуса. Как компромисс принято решение о продлении до конца года специального закона «Об особом порядке самоуправления в отдельных районах Донецкой и Луганской областей. Этот закон носит временный характер и должен продлеваться парламентом Украины ежегодно.
Не решён и вопрос о контроле на границе этих областей с Россией. Зеленский настаивал на переходе контроля на границе с Россией до выборов в Донецке и Луганске, что позволило бы предотвратить приток в регион боевиков, оружия и защитников лидеров самопровозглашённых республик. Но это требование осталось без внимания.
В кулуарах говорят, что канцлер Германии Ангела Меркель, отправляясь на итоговую пресс-конференцию «нормандской четвёрки», сказала Путину: «Сегодня ты победил». Так ли это, или журналистам послышалась, но очевидно, что Путин обыграл Зеленского.
Официальная Москва с оптимизмом заявляет о повороте от войны к миру. У президента Украины ситуация более сложная. Так Владимир Пастухов – политолог и научный сотрудник University college of London, выступая на радио «Эхо Москвы», заявил, что следует называть вещи своими именами. Для Украины речь идёт о проигранной войне. И сам саммит «нормандской четвёрки» ему напомнил что-то типа Версальского договора — страны-победительницы обсуждают судьбы страны, проигравшей войну. Теперь всё зависит от событий в самой Украине.
Есть два сценария – считает Пастухов. Первый — принять реальность и, «сцепив зубы», строить новую Украину. Именно такого подхода придерживается Зеленский. Второй – «продолжать не видеть реальности, бросаться на стенку, которую сегодня невозможно сломать, а можно только разбить о неё голову», — говорит Пастухов. А это истощит ресурсы Украины и сделает её ещё более уязвимой. Но именно такой тактики сегодня придерживаются политические соперники Зеленского.
Будет ли новый Майдан, на этот раз против президента Зеленского, или он, всё же, убедит украинцев в необходимости первого сценария и сможет разобраться со своими политическими оппонентами? Так, против экс-президента Украины Петра Порошенко уже заведено уголовное дело о государственной измене. В вину ему ставится, что именно он подписал Второе минское соглашение. В частности, положение о том, что контроль на границе перейдёт к Украине только после выборов в местные органы власти на Донбассе и в Луганске. Киев также намерен предложить новые соглашения – Минск-4 и представить их на следующем саммите «нормандской четвёрки» в марте 2020 года.
О визите Владимира Зеленского в Ригу в октябре 2019 года мы писали здесь.