«С неизменной любовью к миру». В Даугавпилсе открылась посмертная выставка Григория Михеева

Григорий Михеев. 2008 год. Фото: Юрий Бердников
Григорий Михеев. 2008 год. Фото: Юрий Бердников

8 января в Даугавпилсском краеведческом и художественном музее открылась ретроспективная выставка «Память» Григория Михеева (1957 – 2019). К годовщине смерти её подготовила Елена Коницкая при поддержке детей Михеева, друзей и общественных организаций. На открытии выставки журналист Rus.Lsm.lv Людмила Вессель поговорила с Еленой Коницкой. «Чайка» предлагает и своим читателями прочитать это интервью.

Последняя персональная выставка Григория была в уже далеком 2011 году. Чем он занимался потом? Он ведь многими глыбами ворочал — живопись, реставрация, иконопись, исследование староверия. Можно ли выделить главное?

Поддержи «Чайку»:

Гера (так называли Михеева близкие люди) занимался изучением истории староверия, истории Латгалии и истории Великого княжества Литовского. Это очень важная для него сфера. Конечно, Гера — художник, художник по рождению, по первому призванию. Это очевидно, даже если взглянуть на его работы, созданные в 17 лет. Он долго и серьезно занимался живописью, а там ведь очень важна интуиция. И Гера рано понял, что живопись может служить средством передачи ценностей. В его картинах очень рано стали появляться философские мотивы. С одной стороны, вроде пейзажи, портреты и т. д; с другой стороны, появляются картины, наполненные символическими смыслами. Гера интуитивно искал истину через живопись, и это был один период его жизни.

Он всегда очень интересовался историей своего рода и всей староверской даугавпилсской общины. Постепенно пришёл к истории иконописания, и стало понятно, что ею нельзя заниматься без истории староверия как такового.

Если я вас правильно понимаю, историк постепенно победил в нем художника?

Да, он был хорошим исследователем, постоянно выступал на конференциях с докладами — в Даугавпилсе и Вильнюсе. Он публиковал свои статьи в научных журналах. Взгляд Геры на историю не всегда совпадал с общепринятым, ему приходилось преодолевать некоторое сопротивление. В первую очередь для него были важны незамутненные факты, именно с их помощью он разворачивал исторический сюжет.

Рисовать в последние годы стало для него не так важно. Он уже выразил себя через свои картины, высказал свои главные идеи. Гера мне говорил: «Посмотри на Божий мир. Вот стрекоза, вот листочек на дереве… Всё так гармонично, и зачем художнику пытаться воспроизводить то, что сделано с гораздо большей гармонией?» Он понял, что главное уже сказал. Сейчас важна не образная передача знаний, важно словом, речью обозначить истину.

А как бы вы охарактеризовали его художественное творчество?

Это интересный симбиоз традиций и новаторства. Гера, конечно, не сугубо традиционный художник, он соединяет аллюзии на известные события прошлого с такими, я бы сказала, плакатными элементами. Ну, например, в картине «Исход (по Брейгелю)» есть разные идеологические значки, и «Слепые» Брейгеля на переднем плане. С другой стороны, всё его искусство — это непрерывное напоминание о вечных ценностях. Для Геры чрезвычайно важна морально-этическая сторона жизни, важны христианские заповеди. При этом не менее значимы и египетское искусство, и греческое — они тоже говорят о прекрасном и вечном. Напоминанию о вечном не мешала полная погруженность в актуальные события сегодняшнего дня, вечность как бы проверялась современностью.

Гера живо интересовался мировыми новостями, в том числе и политическими, всем, что происходило в Латгалии, в его семье, роде; всё находило моментальный отклик. Он искал причины происходящих явлений и событий не с сиюминутной точки зрения, а руководствуясь неизменной любовью к миру и принципом «жить не по лжи».

Вы ведь не случайно выбрали для открытия выставки Рождество?

Это стечение обстоятельств. 12 января у Геры день рождения, 27 января его не стало. Январь — месяц его прихода и ухода. Когда мы пришли договариваться о выставке, то искали ближайшую к дню рождения дату, и ею оказался второй день Рождества.

Экспозиция отражает сорокалетний путь художника, обозначает основные вехи. Здесь 32 работы, можно увидеть самую раннюю — ещё ученического периода — и самую последнюю картину 2018 года, сделанную после большого перерыва (это «Алюшка», портрет Елены Коницкой). Для меня важно, что на выставке есть его дипломный триптих «Благовещение», пейзажи, натюрморты и главные философские картины, составляющие сердцевину творчества.

Все картины — из дома Геры, его мастерской. Хотя, вот есть один ранний пейзаж, выполненный в такой жесткой манере, в целом Гере не свойственной, его принёс на выставку сотрудник музея: когда-то Гера подарил ему картину.

Всего за жизнь он написал 350-360 работ, участвовал примерно в 140 выставках. Хотелось бы составить полный список его картин, эскизов, набросков. Они у разных людей находятся по всему миру, я была бы рада, если бы они откликнулись, связались со мной.

Несколько слов о выставке

Она буквально освятила и осветила зал городского музея. Освятила, потому что христианская тема представлена густо и разнопланово; осветила, потому что художник любит использовать золотую подложку, чем добивается внутреннего свечения на картинах. И этот свет усиливает эмоциональное воздействие на зрителя. Выставка «Память» открыта до 26 февраля. Время работы найдёте здесь.  

Полный текст интервью, а также биографические сведения о Григории Михееве вы найдёте на Rus.Lsm.lv.

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
1 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments
trackback

[…] были такие даугавпилсские мастера как Силвия Линарте, Григорий Михеев, Людмила Проценко, Владимир Иванов, Валда Межбарде. […]