«Каждый мой свитер — это живая картина со своей историей, именем и духом», — даугавпилчанка Алина Петкун о вязаном бренде «Artdalyna»

Свитеры Алины Петкун. Фото: Пётр Евсеев
Свитеры Алины Петкун. Фото: Пётр Евсеев

Как-то в сетях мы увидели ролик с рекламой необычных вязаных свитеров в стиле Ротко. Они нас так зацепили, что мы договорились о встрече с Алиной Петкун, которая вяжет эти свитеры-картины. Алина — художник, дизайнер, фешн-стилист. Она рассказала нам о сумасшедших фотосессиях ночью, свободе самовыражения и образах для своих свитеров. 

Алина, ты родилась в Даугавпилсе?

Читай нас в Telegram

Да, я родилась в Даугавпилсе. А моя мама родилась в музее.

В смысле?

В одной части здания нынешнего краеведческого музея раньше жили семьи. И там родилась моя мама. По крайней мере, она мне так рассказывала. Потом эта часть здания перешла музею, и жильцам предоставили другое жилье.

Мама имеет отношение к искусству?

Только такое, что меня в искусство отдала, когда я маленькая стенки дома начала разрисовывать. Мама тогда решила, что лучше я буду это делать в детской художественной школе. Мне рисовать нравилось всегда и нравится до сих пор. Но я никогда не останавливалась только на рисовании. Всегда хотелось расширить творческие границы.

Расскажи о своей семье

У меня три дочери и 6 художественных образований. Моё состояние — это постоянный рабочий режим и настрой. Всегда. Без дела я, разве что, во сне или в процессе медитации. Пока была в декретных отпусках, получила 3 высших образования, все художественные. Образование дизайнера по трикотажу получала в России, а фешн-стилиста в Украине. Также есть высшее педагогическое образование. Его получила из практических соображений. Я преподаю живопись и графику в Даугавпилсском филиале Балтийской международной академии. Мне нравится развиваться, учиться новому в искусстве, делиться своими знаниями с другими.  

Кто твои учителя?

Мне везло с сильными преподавателями. Моими наставниками были такие даугавпилсские мастера как Силвия Линарте, Григорий Михеев, Людмила Проценко, Владимир Иванов, Валда Межбарде. Все они — выходцы из Латвийской Академии художеств. Благодаря им, мне удалось освоить хорошую академическую базу. Когда я училась в Саулес школе, моим классным руководителем был Лёня Баулин. Он с первого курса брал нас на серьёзные взрослые пленэры, с другими художниками знакомил. Это наполняло то, что мы делаем, смыслом, давало много воодушевления. В России я училась у известного российский дизайнера Людмилы Норсоян. 

Расскажи про студенческие годы

В то время я активно участвовала в самых сумасшедших творческих историях. У нас было трио — художница, фотограф и джазовая певица. Я — художница, Юра Бердников — фотограф и Оля Митрошина — певица. Мы устраивали экспозиции в театре, музее и в популярном тогда художественном салоне «Мара». Я выставляла картины, Юра — фотографии, Оля пела. Мы, как могли, помогали друг другу творить и самовыражаться. Сейчас у меня дети, я не могу проснуться в 3 часа утра и скакать на какой-нибудь творческий перформанс. А раньше это было возможно. Юра звонил ночью и провозглашал: «Девчонки, у меня вдохновение. Вас ждёт ночная фотосессия на мосту под луной и фонарями. Выходите гулять!». И мы выходили. Помню, Оля вышла в пижаме, которую сама сшила из льняных занавесок с принтом из больших ромашек. Сейчас я нашла другой способ выражать свои порывы. 

Какой?

Я обратилась к моде, в частности, стала вязать свитеры. Тему моды я обходила стороной долгие годы. Это был мой запретный, но манящий плод, к которому я не рисковала подойти. Но это время настало, и я даже рада, что именно сейчас, когда я могу это сделать с полной осознанностью и богатым художественным фундаментом. Я вообще долгое время не могла вписаться в какие-то рамки. Выглядела не как все и, наверное, окружающие смотрели на меня и думали: «Из какой она субкультуры вообще, то ли — панк, то ли — хиппи?».

А сейчас ты вписалась в рамки?

Нет. Когда я окунулась в фешн-стихию, стала сама создавать вязаные коллекции, ощутила, что границы самовыражения растворились, и никакие рамки больше не мешают. Я поняла, что свободу дает любимое дело. Каждый мой свитер — это живая картина со своей историей, именем и духом. Это — другая реальность, некое цветовое и чувственное измерение, в которое ты погружаешься с упоением. И это не просто вещь, а кокон, свитый из энергии и ощущений.   

Почему именно вязание?

В творчестве я искала себя на ощупь. Поняла со временем, что я визуально-кинетический человек, мне надо видеть, ощущать и одновременно переживать то, что я делаю. И я хотела заниматься таким видом творческой активности, который может быть со мной в любое время и в любом месте, независимо от ситуации и обстоятельств. Потому что, например, живописью нужно заниматься в уединенной атмосфере в мастерской, где ты можешь оставить открытыми краски, холсты, подойти к ним завтра, послезавтра или через месяц, а не сворачивать быстренько перед приходом детей из детского сада или школы. У нас было с детьми несколько совместных картин, когда я их оставляла на мгновение, возвращалась, а они уже были законченными, но не мной. 

Расскажи подробнее о своих изделиях

Все началось несколько лет назад с поездки в Испанию, где мы отмечали день рождения моей старшей дочери Алисы. Именно там ко мне пришла идея создания вязаной коллекции на морскую тему. В данный момент у меня 5 коллекций свитеров, которые постепенно пополняются новыми образами. Некоторые идеи приходят во время путешествий, некоторые являются иллюзиями моих снов. Всё зависит от вдохновения в определённый момент — где я была, что видела, с кем общалась. Я берусь за часть той коллекции, которая для меня актуальна в определённый момент.

Например?

Мы с детьми очень любим море. Чаще получается бывать на Балтийском. Были несколько раз на Колке с ночёвками. Там я спала не в домике, а на берегу. Перед сном слушала шум прибоя и прямо на месте вязала свои свитера для морской коллекции «Песни для Сирен».

У тебя есть свитера в стиле Ротко. Ты поклонница его творчества? 

Я обожаю пространство его картин. В нём можно находиться, не уставая от каких-либо образов. Это — атмосферное искусство, оно не для понимания, а для переживания, для пребывания в некоем континууме, 4-ом измерении. Именно творениям Ротко посвящена одна из моих коллекций под названием «Rothko Cover».

У тебя есть свитер-оборотень. Откуда такой образ?

У меня есть вязаная коллекция «Духи леса». На её создание меня вдохновило творчество японского мультипликатора и режиссера Хаяо Миядзаки. У него добрые и злые духи присутствуют везде, в любом сюжете. Он не проводит жёсткую границу между реальным и тонким миром. Свитер «Оборотень» из этой коллекции. Я вязала его под фильм ужасов в полнолуние. Но не стоит пугаться. Во всех моих изделиях есть позитив, сатира и вдохновение от процесса создания. В свитере «Оборотень» также, потому что мне очень нравилась та ночь, то полнолуние и тот хоррор. Вообще, ночь для меня — любимое время для творчества. Дети уже спят, а я принадлежу сама себе, полностью открыта для идей и озарений.

Какие ещё образы живут в «Духах леса»?

Есть мифологические образы «Мегера», «Медея», «Деметра». На их создание меня  воодушевило произведение Шекспира «Буря» и его современная экранизация.

Недавно коллекция «Духи леса» пополнилась свитером «Красный Финский Филин». Он абсолютно праздничный и весёлый. Его я связала во время новогоднего путешествия в Лапландию. Мы с дочерьми посетили настоящего Деда Мороза, покатались на оленях и собаках, побывали в самой настоящей зимней сказке. Дорога была длинная, и в ней у меня родился этот новогодний свитер. 

Почему именно «Красный Финский Филин»?

Я взяла в дорогу белые и красные нитки. Хотелось новогоднего колорита, ассоциаций с Дедом Морозом. Сам образ рождался в процессе поездки. Это была сплошная импровизация. Кроме резиденции Деда Мороза, мы с дочками посетили арктический зоопарк. Видели белого медведя, белых сов и других прекрасных северных созданий. Из этого впечатления у меня получился образ дикой птицы. Хотя красного филина мы, конечно, не видели, но это был наш новогодний сюжет.

Выходит, ты помнишь всё о чём думала, когда вязала тот или иной свитер?

Да, это как запечатлеваешь увиденное на фото. Энергетика места, в котором вяжешь, эмоции, которые в этот момент с тобой — всё это очень передаётся изделию. Поэтому я и называю свои свитеры живыми. Каждая вещь единична. Даже я не повторю её ещё раз. Потому что переживания, которые были со мной во время её создания, тоже не повторятся. Но на смену им придут новые, и появятся другие вязаные персонажи.

Твои рекламные ролики со свитерами — это такое маленькое кино. Сама всё придумываешь?

Мне очень нравится мультипликация и кинематография. Если бы у меня была ещё пара жизней, я бы и этим занялась, но, к сожалению, не могу так размахнуться. Самостоятельно делаю маленькие фрагментарные вещи. Например, реклама свитеров «Оборотень», «Красный Финский Филин», «Сияние» — это моя импровизация.

Профессиональный рекламный ролик пока только один. Его сделал Пётр Евсеев. Сейчас вместе с ним работаем над видеороликом коллекции «Духи леса».

Расскажи об участии дочерей в твоих проектах

Нас очень объединяют творческие процессы. Девчонки всегда с удовольствием выступают в роли моделей, участвуют в фотосессиях, снимаются в видеороликах. Они артистичны, любят играть, хорошо входят в образ. Мы любим шутить, юморить, импровизировать. Я стараюсь не навязывать только своё видение, оставляю им место для творчества, спонтанности и самовыражения.

Твои планы на будущее?

Я настроена серьёзно. Хочу подготовить свои коллекции для показов на подиуме. Есть предложения о сотрудничестве с российскими и украинскими фешн-агентствами. Но подготовка к показам — это длительный процесс. Я пробовала прибегать к помощи других мастериц-исполнительниц, но поняла, что только я могу воплотить свои идеи до конца. Поэтому весь путь, начиная от заготовки эскизов, разработки конструкций и заканчивая выполнением авторских швов, я должна проходить сама.

Я знаю, что ты живёшь в Крепости. Как ты думаешь, почему большинство творческих людей нашего города живут именно там?

Я и многие мои друзья переехали в Крепость ещё до того, как началась её реконструкция и появился центр Ротко. Я люблю уединенность. Здесь нет суеты, ничто не мешает думать, философствовать, творить. Это место  вдохновляет какой-то своей аномальная атмосферой. Здесь ты чувствуешь себя так, будто вышел из города и попал в другой мир. Даже со своими трущобами это место прекрасно. Имеет неповторимую самобытность.

Ты любишь мечтать?

Да. Я всегда мечтаю. Когда мы мечтаем, то способны сделать нечто большее, расширить границы, позволить новому прийти в нашу жизнь. Мечты рождают запал, движение и вдохновение. Я всем желаю мечтать, найти своё любимое дело и время на его воплощение!

Страницу Дома Моды Алины Петкун на фейсбуке найдёте здесь, её канал на youtube здесь, а в инстаграмме она здесь.

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
1 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments
trackback

[…] Петкун – художник, дизайнер, фешн-стилист, преподаватель живописи и […]