Рижский «Тестостерон» режиссёра Шапошникова — разговор по-пацански!

Спектакль Олега Шапошникова
Спектакль Олега Шапошникова "Тестостерон". Фото: Dailes teātris

Уважаемые жители Даугавпилса и окрестностей — если вам действительно интересно творчество художественного руководителя Даугавпилсского театра Олега Шапошникова, то вам стоит съездить и в латвийскую столицу, чтобы в малом зале театра «Дайлес» посмотреть его атасную (другое слово трудно подобрать) постановку пьесы польского кинорежиссера и драматурга Анджея Сарамоновича «Тестостерон».

Что значит судьба! Эта пьеса просто искала Шапошникова, являющегося, помимо прочего, ещё и отличным дипломированным психологом! А уж психологических коллизий в «Тестостероне» полно! И пьеса нашла его около года назад, когда известный латвийский театральный критик принесла эту пьесу, ставшую хитом в Польше и других странах, главному режиссёру «Дайлес» Дж. Дж. Джилинджеру.

Читай нас в Telegram

В результате пьесу поставил Олег Шапошников, для которого это — первая за последние семь лет постановка в латвийской столице. Хотя зрители того же «Дайлес» помнят его ещё по постановке 2003 года «Лови пойманного» Джо Ортона и «Эмигрантам» Славомира Мрожека, которых он ставил в столице в 2004-м. 

Спектакль отражает взгляды мужской части общества на отношения с женщинами, сказал «Чайке» сам режиссер незадолго до премьеры. При этом, Шапошников отмечает: «Никто из нас — ни автор, ни я, ни актёры не претендуем на то, чтобы постичь истину. Мы этими текстами стараемся создать некий Манифест. И полагаем, что подавляющее количество мужчин в нашем обществе мыслит так же, как и герои нашей пьесы, а это уже интересно и может послужить поводом для споров и даже, если кому-то угодно, для скандала» .

И вот результат. Скажем откровенно — по признанию многих рижских критиков, многие спектакли для них — уже давно как работа, и зачастую им хочется, чтобы очередной спектакль закончился как можно быстрее — ничего нового, уже многое видано, малоинтересно. Как, например, это случилось с премьерой на большой сцене «Дайлес» неделю назад. «Талантливый мистер Рипли», несмотря на громкое и известное название, оказался скучноватым не только для критиков, но и для многих зрителей (хотя, надеемся, спектакль ещё «разыграется»).

Но бывают вдруг исключения и в самых неожиданных местах. Например, полгода назад в «Дайлес» на камерной сцене (там всего-то сто зрителей помещается) ныне москвич, а некогда артист Рижской русской драмы, Николай Коробов, поставил весёлую комедию со смыслом — «Трое на качелях», с участием совершенно феноменальных артистов, некоторые из которых заняты сейчас в «Тестостероне». В нынешней постановке это, прежде всего, Дайнис Гайделис, играющий профессора университета, пишущего диссертацию о белочках. И высокий красавец Каспар Зале в роли Яниса (все имена и даже названия городов тут латышские, даже город Кулдига фигурирует).

Но тема вечная. Помните скандально известную пьесу «Монологи вагины» Ив Энслер? Там женский орган, упомянутый в названии пьесы, говорил устами своей героини. Пьеса «Тестостерон» — своеобразный ответ на «Монологи…», который написал Сарамонович. И вот семеро мужчин встречаются в ресторане (сценограф Кристап Скулте здесь устроил на сцене самый настоящий ресторан, со всеми деталями, баром и сценой для оркестра).

Среди них, помимо всех прочих, ещё и боксёр Фистах в исполнении разудалого и колоритного Мартиньша Почса, а ещё Третин (по прозвищу «Кретин») в исполнении Артиса Робежниекса, Корнель (Алдис Силиньш)… И посиделки превращаются в необыкновенный «мальчишник», когда свои самые сокровенные и преимущественно сексуальные фантазии обсуждаются напрямую. Разумеется, местами с мордобитием, обильным возлиянием и мудрым резюме самого трезвого: «Ну все, поболтали — расходимся!»

И тут интересно наблюдать реакцию зала, среди которых очень много женщин (хотя Шапошников и анонсировал, что спектакль «только для мужчин», дам, конечно, тоже пускают). Некоторые из них пришли со своими мужьями, которые сперва тихо похохатывали над различными ситуациями в спектакле, а затем и вовсе громко смеялись. Некоторые супруги с интересом наблюдали за реакцией своих спутников. И тоже смеялись в конце, от души. А как хорошо известно, заставить зрителя смеяться в театре намного сложнее, чем плакать. Тут временами можно смеяться до слез. Приходя к совершенно неординарным, но естественным выводам.

Например, когда молодой официант в исполнении совершенно очаровательного артиста Никлавса Курпниекса в конце спрашивает, что такое любовь — это те самые половинки одного яблока? И ему отвечает более опытный герой, что нет, это мешочек с бананами и яблоками. А ведь если подумать, то так оно и есть?  

И что ещё очень любопытно — в спектакле герои матерятся, но… вот удивительно, это — как раз тот случай, когда мат воспринимается не пошло, а как-то даже по-доброму. Там даже есть песенка в исполнении юного официанта, подыгрывающего себе меланхолично на гитаре: «Сядь на мое лицо…»… Зал смеётся от души.

Хозяин ресторана Гиртс Кестерис потом окажется отцом официанта, который так и застынет неподвижно на несколько минут, осознавая смысл бытия и мужской сути, пока другие герои готовятся вновь усесться за музыкальные инструменты и в очередной раз сыграть — кто на барабанах, кто на клавишных, это совершенно сыгранный оркестр! Во всех смыслах.

«В общем, посмотреть правде в глаза никогда не мешает», — говорит Шапошников. А правда, зачастую, весьма забавная…

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments