На фоне очередного экономического спора между Россией и Республикой Беларусь, связанного с ценой на поставляемую из России нефть, 1 февраля в Минске побывал с визитом государственный секретарь США Майк Помпео. После чего президент Беларуси Александр Лукашенко заявил, что этот визит знаменует завершение периода холодной войны между его страной и западным миром. В адрес же России Лукашенко, в своей прямой манере, процитировал строчки популярной песни советских времён: «Не плачь, девчонка!».
Американский глава внешнеполитического ведомства пообещал назначить посла своей страны в Минске, а также помочь наладить поставки нефти и газа. «США хотят помочь Белоруссии быть суверенным государством», — заявил Помпео. В свою очередь, белорусская сторона обратилась с просьбой к США играть более активную роль в регионе.
По информации белорусской стороны, встреча Лукашенко с Помпео проходила в дружественной обстановке, Лукашенко много шутил, приветствовал, что Помпео лично приехал посмотреть на диктатуру, «что здесь за народ живёт, и какая здесь диктатура, много демократии или мало».
Что говорят эксперты
Исследователь Латвийского центра исследований внешней политики Беате Ливданска полагает, что говорить о смене геополитического курса Беларуси слишком рано. Во-первых, маневрирование между Россией и западом характеризует политику А. Лукашенко, начиная с 2014 года, когда впервые осложнились отношения между Минском и Москвой. К тому же, экономика Беларуси слишком завязана на российских энергоносителях. Просто так, без перестройки всей экономики, здесь не обойтись.
Диверсификация поставщиков энергии быстро не произойдёт. Будут продолжаться переговоры с Москвой, и они будут долгими и сложными. «Предложение американской нефти белорусам, возможно, подвигнет Москву снизить цену. А пока Кремль будет занимать выжидательную позицию», – полагает Беате Ливданска.
Что опять произошло между Москвой и Минском
Новый виток осложнений между Минском и Москвой случился в конце прошлого года. Когда сторонам не удалось договориться о цене на нефть, не договорились они и до сих пор. Имеется лишь договорённость на поставку российского газа, и то, только на январь и февраль.
Лукашенко распорядился искать альтернативные поставки нефти из других стран. И первая партия уже поступила из Норвегии через Клайпеду. Однако, её количества для белорусской экономики явно недостаточно, к тому же, цена норвежской нефти выше российской. Как всё это отразилось на Латвии и Даугавпилсе в частности, читайте здесь.
Что будет дальше
В самих США единого мнения по поводу политики в отношении с Минском нет. Аналитический фонд RAND в своём докладе, опубликованном в апреле прошлого года, допускает возможность, что США могут отказаться от попыток поддержки белорусской оппозиции с целью смены власти. Они могут начать выстраивать отношения с Лукашенко, поддерживая его, прежде всего, экономически.
В свою очередь, в сентябре 2019 года, связанный с ЦРУ Джеймстаунский фонд опубликовал доклад «Рост значения Белоруссии на балтийском фланге НАТО». В нём отмечается, что Минск уже сейчас «не позволяет базирование на своей территории российских сухопутных и воздушных сил, что соответствует интересам НАТО».
На встрече Лукашенко с Помпео обсуждался вопрос взаимодействия Беларуси с НАТО, в частности, Минск допускает возможность, что могут быть проведены совместные учения военнослужащих. США заинтересованы в ослаблении союза Беларуси с Россией, хотя Помпео и заявил, что выстаиваемые новые отношения «ни в коей мере не идут вразрез отношениям этой страны с Россией».
По мнению латвийского исследователя Б. Ливданской, Россия будет и в дальнейшем подталкивать Беларусь к созданию союзного государства. Судьба Украины Беларуси не грозит. Здесь другая внутриполитическая ситуация – Лукашенко контролирует власть в стране, среди жителей страны нет такого сильного противостояния сторонников прозападной и пророссийской политики, как это было в Украине.
«Скорее всего, Кремль будет продолжать проводить так называемую политику «мягкой власти»: подталкивать общественное мнение и Беларуси, и России к созданию союзного государства. Хотя, прогнозировать сегодня политику Москвы однозначно невозможно. В любом случае, следует быть осторожными в оценках дальнейших событий», – говорит латвийский исследователь.