«Какая бы пандемия не была, а работы много и работать её надо», — артист Марат Эфендиев

Марат Эфендиев. Фото: Артур Кондратс.
Марат Эфендиев. Фото: Артур Кондратс.

Марата Эфендиева латвийские театралы знают достаточно хорошо. Начинал он в студии Игоря Коняева и Елены Чёрной, подготовившей новое поколение для Рижского русского театра. Сейчас он свободный художник, но в период пандемии работает много — как в частных проектах, так и в театре «Йорик» в Резекне, где у него недавно состоялась очередная премьера. «Понимаю точно, что надо много работать, даже во время пандемии!», — сказал он в интервью «Чайке».

Марат, как у вас творческие дела во время пандемии?

Поддержи «Чайку»:

Работы в театре, как таковой, стало, естественно, меньше. Как и у всех. Совсем недавно писал тревожное письмо мастеру (Елене Чёрной) по поводу того, что именно из-за долгого застоя мой дыхательный инструмент (речевой, телесный) немножко «отдохнул» — в плохом смысле этого слова.

К счастью, спектакли стали появляться понемножку, иногда меняясь в форме — например, из-за принудительных ограничений с малой сцены перелетают постановки на большую… И тут самое любопытное, что иногда это проходит с серьёзным ростом для спектакля! Но главное, конечно — рассадить зрителей по всему залу с дистанцией в два метра. Вот-вот отыграли  в «Йорике» знаменитую французскую комедию «Ужин с дураком». Если советовать, то именно этот спектакль я бы рекомендовал!  

В театре в Резекне это уже вторая любимая мною постановка. Может быть, ещё есть крохотные проблемы с ритмизацией, но я стараюсь спектакль чётко вести вперёд. Тем более, латвийскому зрителю есть с чем сравнить — лет десять назад в Рижском русском театре «Ужин с дураком» блестяще играли Игорь Чернявский и Яков Рафальсон.

Когда в следующий раз сыграете в «Ужине»?

6 декабря. Так что, уважаемые жители Даугавпилса и других городов Латвии — приезжайте!

Как зритель в Резекне принимает?

Если я не ошибаюсь, это первый спектакль после перерыва за последние полгода, который собрал полный зал! Постановка Геннадия Воронова, он тоже артист театра «Йорик», и иногда совершает тот самый прыжок выше головы!

А каким был ваш первый спектакль в Резекне?

Мы поставили «Свадьбу» Михаила Зощенко, у которого абсолютно остроумный способ изъясняться… В нем столько юмора, но мне досталась небольшая роль. Умники считают, что нет больших и маленьких ролей — глупости, которая меня заставляет трудиться и получать личное удовольствие! 

Кстати, вот что удивительно — в Резекне очень часто дарят цветы… Я сначала думал, это администрация специально так делает, чтобы я чувствовал себя в тогда ещё чужом для меня городе лучше — но это моё дурное воображение! В Резекне просто очень непосредственный зритель — даже в проявлении внимания к артистам! 

Да, кстати, есть и другие любопытные работы: «Не маленькие трагедии Пушкина», где я играю Моцарта и Князя (из «Русалки»), удивительная и любимая постановка «Трубкозубик»! Чудесная кукольная история про одиночество, зависимость и свободу… Что такое свобода и как её есть — если аппетита вовсе нет! Удивительно, но через этот детский эксперимент мы создали очень трогательную работу, которую сейчас номинировали на национальную театральную премию «Ночь лицедеев». 

Помню, когда я ещё работал в Рижском Русском театре, привезли спектакль Резо Габриадзе, я его смотрел и понимал, что у меня есть ещё одна дурацкая мечта сыграть руками… куклу. В Резекне в «Трубкозубике» эта мечта сбылась, там моё искреннее перевоплощение в… В общем, приходите и увидите сами.

Трубкозубик — это такое фантастическое существо из Африки, похожее на муравьеда. Одного такого страшненького привезли в зоопарк в тот самый Резекне. И вот однажды ночью этот милый зоопарк загорелся и все животные разбежались, но самое интересное, что потом они все, всё-таки, вернулись в клетки. Как и люди — иногда возвращаются в свои собственные клетки. Трубкозубик только не вернулся, и теперь его ищут все — с сурикатами, со страусами и даже со змеёй!

Я очень мечтал привезти в «Йорик» посмотреть мои работы моего преподавателя из Санкт-Петербурга Елену Игоревну Чёрную и даже начались переговоры, но не удалось из-за этого чёртова вируса! Это, пожалуй, одно из самых пакостных влияний ковида на наш сегодняшний день!

В Резекне жизнь сильно изменилась после введения ограничений?

Конечно. Кроме того, что допускают меньше зрителей в театр, у них в мой прошлый приезд на «Ужин с дураком» в городе отменили соревнование по футболу. Вернее, матч-то состоялся, но при одиноком стадионе, без дыхания болеющих. 

В конце лета большой резонанс имела «Пиковая дама», которую поставили в частном театре в Юрмале и где вы действительно великолепно играли Германа…

Андрей, вы так легко говорите про успех… Наверное, это было хорошо… Определенно точно знаю, что я люблю играть Пушкина! Недавно его показали и в Риге на малой сцене театра «Дайлес». А кроме того, сейчас у нас появилась такая новая организация КНОТ, создающая спектакли, которую возглавляет очень амбициозная команда с Эдгарсом Никлассонсом!

Уже достаточно известный в Риге режиссёр, ставил в Русском театре…

Ему всегда каким-то одарённым богом способом удаётся отыскать заинтересованных людей создать, вложить, помочь работе жить! В одной такой моноспектаклевой работе я планирую быть. Люблю его команду — они верят в то, что делают, и смело дуют вперёд!

Участвую в анимационном проекте, его продлили аж на четвертый сезон. Поэтому, всё-таки, работа в Риге для меня остаётся средоточием моего обитания. Тут пробы, съёмки, тут реклама… Так что, работа есть. Хотя кое-что, конечно, пролетело под мостом и более не показалось. Например, на 21 октября была запланирована премьера проекта в студии Кирилла Зайцева (некогда был артистом Русского театра в Риге, теперь он в Москве), но из-за пандемии выезжать невозможно… Кстати, в этом проекте должен был участвовать и мой коллега Иван Клочко, родившийся в Резекне и работавший в Рижском русском театре.

Где он сейчас? 

В Вене, в столице Австрии. Работает, и, кстати, если я не ошибаюсь, по профессии. Так вот и я — убедился, что какая бы пандемия не была, я работать точно буду.

Какое ваше последнее по времени сильное театральное впечатление?

Спектакль в московском «Гоголь-центре» — «(М)ученик» Серебренникова… Я, всё-таки, поклонник драматического театра… Трагедия, фарс. Невероятная работа актёра Никиты Кукушкина — смелая и острая… Не пустая! Терпеть не могу смотреть на режиссёрские картины, где бедные актёры как консервные пустые банки, одетые в дорогие одежды! Это не эмоционально и не интересно — мне! А автор Майенбург даёт серьезный конфликт фанатичной веры (Кукушкин) и здравомыслия через детского психолога (Исакова)… Что очень хорошо! Было хорошо!

О чём ваш следующий моноспектакль?

О смертельно больном человеке… У него рак, который более не подлежит никакому лечению. Боль физическая его более не мучает так сильно, но разве принятие того, что человек умирает, когда так юн — это не больно?! Это катастрофа, боль, смелость, остро во всех этих смыслах! Я всегда вижу в такие моменты как рушатся небоскребы! 

К счастью, ещё никто из близких родных не умирал и я не знаю, не приблизился ещё к сознанию смерти. Я могу о ней только фантазировать и мне это сегодня жутко интересно. И новый спектакль, который мы готовим — об этом. Тема сумасшедшая. Пока не буду говорить название, но уже известно, что это будет в Риге и что это будет моноспектакль. 

Ещё об одном актёре и режиссёре, связанным с резекненским театром «Йорик», Эдвине Климанове, можно прочитать здесь. А об Иване Клочко — здесь.

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments