После достаточно долгого отсутствия на родине уже больше года вновь живёт в Риге известный дизайнер моды Александр Бибергал. В откровенном и искреннем разговоре с «Чайкой» Александр рассказал о том, что свои будущие планы он во многом связывает с Латвией, хотя не забывает о солнечном Лос-Анджелесе, в котором жил несколько лет. И поведал о тайнах своих любимых дел, увлечений и мечтаний.
Александр, сколько лет тебя не было в родной Риге?
Три года. Всё это время работал в Лос-Анджелесе. У меня своя компания Abirgal. И пять разных брендов, произвожу одежду больших размеров и большими партиями. Почему большие размеры? Потому что сразу вычислил, что это очень выгодный рынок. Американки любят большие размеры.
А вообще, я и до этого периодически жил в Лос-Анджелесе, начиная с 1992 года. И в Париже работал, выиграв конкурс дизайнеров. Тогда как раз Горбачёв отказался от власти, а у меня кончалась американская виза и моя подружка буквально вытолкнула меня в Париж. Сказала, что ты будешь дураком, если не останешься на Западе.
Многое было неясно, вдруг границы опять закроются… А потом Parex banka меня пригласил в Ригу работать в модном доме Ateliers. Работал там несколько лет и потом появилась президент Латвийской Республики Вайра Вике-Фрейберга, которой я, как известно, создал более сотни нарядов. Кстати, во время нынешнего приезда в латвийскую столицу, я побывал у неё в гостях в её квартире.
Тогда мне пришлось в Лос-Анджелесе начинать бизнес с нуля. Мне нужна была инфраструктура. У меня было пять конструкторов моды, это самая дорогая составляющая. Друг дал деньги…
В связи с чем ты вновь в Риге?
У моей мамы была операция на сердце, так что я не мог не приехать, нужно было всё проконтролировать. Это во-первых. А во-вторых, у меня здесь наметился кое-какой бизнес, в трёх разных направлениях. Что это именно будет — не хочу сейчас говорить. Могу только сказать, что все это связано со швейным производством.
После трёхлетнего отсутствия как тебе наряды рижских дам?
Как ни крути, но в Риге всегда были хорошо одеты, это был всегда очень модный город. Наоборот, в Риге одеваются даже лучше, чем в иных крупнейших городах мира.
Что в костюме самое главное?
Думаю, умение его носить. Можно надеть любую вещь за три копейки, но если у тебя есть хороший вкус, да ещё и осанка, ты можешь выглядеть на миллиард долларов. Строго говоря, сегодня название бренда уже не имеет никакого значения.
Каковы главные культурные впечатления от нынешнего пребывания на родине?
Это было ещё в прошлом году. Мне понравилась выставка в зале «Арсенал», посвящённая столетию Латвийской академии художеств. С мамой сходил на спектакль миланского балета в Дворце культуры «ВЭФ». И практически каждый день я путешествовал по Латвии. Я уже двадцать лет сотрудничаю с екабпилской фирмой, и её хозяин имеет свой собственный самолет. И он меня пригласил как-то раз в полет вокруг Екабпилса. Мы летали, и это было великолепно.
Ты был на открытии выставки Александра Васильева «Дама в кринолине». Помнишь, при каких обстоятельствах познакомился с мэтром?
Журнал «Лилит» в девяностых годах делал какую-то вечеринку в Латвийской Национальной опере. Там был и знаменитый литовский дизайнер моды Юозас Статкявичюс, с которым я знаком с восьмидесятых годов — мы с ним постоянно участвовали в разных фестивалях моды. И Васильев сам к нам подошёл. И спросил меня: «Откуда вы?». Так и познакомились.
Каким ты видишь своё будущее?
Иногда возвращаюсь в Лос-Анджелес, где у меня шоу-рум и производство. Но сегодня там стало работать сложнее, потому что мой бизнес построен на мексиканцах, которые со мной работают в производстве. Но в связи с политической ситуацией мексиканцев там становится всё меньше и меньше. И если раньше они стучались в двери и просились ко мне работать, то теперь самому надо за ними гоняться. Об этом никто не говорит, но сейчас в Лос-Анджелесе основной бизнес — это хай-тек. Хотя раньше мода после Голливуда там была на втором месте.
В Риге, в своем доме в Пурвциемсе, ты отметил свой 53-й день рождения…
Этот дом, кстати, был построен еще в 1937 году. Мой дедушка был личным врачом маршала Георгия Жукова, и после войны Жуков предложил отцу: «Выбери любое место на территории Советского Союза». И он поселился в этом доме. День рождения отметили хорошо, с любимой мамой и близкими друзьями.
Как относишься к возрасту?
Знаешь, когда мне исполнился полтинник, то меня реально колбасило. Но как только я этот этап перешёл, недели через три, я вообще перестал об этом думать. Я понял, что от перемены мест слагаемых сумма не меняется. Жаль только, что уходят знакомые. Например, умер директор Оперы Андрейс Жагарс. Недавно умер мой лучший друг Лёша, он был стилистом и моделью. Это были люди с идеальным вкусом.
Ты сам готовишь. Твое любимое блюдо?
Всё зависит от моего настроения. И от настроения моих гостей. Я могу готовить и французскую кухню, и итальянскую, и русскую. Французская кухня — это курица в красном вине, как раз по рецепту Александра Васильева. Итальянская кухня — это ризотто, паста, рыба, запечённая баранина. Русская кухня — это от борщей до щей. Из любимых напитков — белое или розовое вино. Но в Лос-Анджелесе не могу много пить, потому что каждый день за рулем. Там такие штрафы — 20 тысяч долларов, и до свидания.
Извини за вопрос, но как у тебя личная жизнь?
Она присутствует, но всё очень сложно, так что не надо завидовать. Уже десять лет я состою в отношениях.
Что для тебя важнее — любовь или работа?
Думаю, важнее всего здоровье. Я знаю это по маме. Ее зовут Светлана и ей 81 год. И по папе, который, к сожалению, уже ушёл из жизни. Но самое большое удовольствие — это, наверное, общение с друзьями. Я отрезал от себя очень многих знакомых, но остались самые настоящие друзья. И ещё люблю путешествия.
Самая интересная страна, которую посетил за последнее время — Армения. Мне это путешествие подарил мой друг на день рождения. Мы взяли машину и в день проезжали по 500 километров. Доехали до знаменитого озера Севан. Два дня жили в Дилижане, это такая армянская Швейцария. Меня поразило, что там до сих пор много советских машин и они выдерживают все эти поездки по горным перевалам.
Давай о кино. Какие фильмы ты сейчас смотришь?
Я больше смотрю сериалы. И мой любимый сериал — «Акт притворства», снят в Америке. Он основан на реальных событиях — мама изуродовала свою дочку, загубила ей здоровье, чтобы заработать на ней деньги. Не могу сказать, что такой сюжет меня расслабляет, но я обожаю исполнительницу главной роли Патрисию Аркетт.
У тебя есть мечта?
Хочу влюбиться. По-умному.