В рамках Месяца навыков медиаграмотности в странах Балтии 21 апреля прошла онлайн-встреча с журналистом Латвийского Pадио Артёмом Коноховым, организованная Советом международных научных исследований и обменов IREX. Журналист рассказал о специфике работы на радио, о ролях журналиста и о переизбытке информации в современном мире.
Об Артёме
Артём Конохов работает в сфере радиожурналистики 15 лет. Степень бакалавра коммуникации он получил в Латвийском университете, а степень магистра — в университете Амстердама.Также Артём прошёл стажировку по программе Балтийско-Американского фонда свободы и работал на радио KALW в Сан-Франциско.
Последние шесть лет Артём Конохов — корреспондент новостной службы Латвийского радио в Брюсселе. Также Артём является редактором Euranet plus. Это сеть радио в разных странах ЕС, которая информирует людей о происходящих в ЕС процессах и событиях на многих языках.
Журналист широкого охвата
Для Артёма журналистика не ограничивается только Брюсселем: «Когда что-то важное происходит за пределами Брюсселя, нередко нужно быстро собираться и ехать… Например, когда были атаки террористов в Париже, мне позвонило начальство, сказав: «Артём, в 6 утра у нас прямой эфир, в 7 утра ещё один, в 8 — ещё, а потом собирай чемоданы и после обеда ты должен быть в Париже». К счастью, Брюссель расположен очень удобно, и в Париж можно добраться буквально за полтора часа, в Лондон — за два. Так что, это не только Брюссель, а Европа за его пределами».
В 2020 году Артём оказался в США во время президентских выборов, где познакомился с латвийской диаспорой и местными жителями. Журналист отмечает, что это был необычный опыт знакомства с представителями латышской культуры за океаном — хотя представители диаспоры разговаривают на латышском, ближе им английский.
В январе 2021 года Артём также был в Вашингтоне во время Инаугурации президента Джо Байдена.
О создании материалов
Для Артёма важна польза материала: «Я всегда пытаюсь в уме ответить на такой вопрос — что из этого сюжета должны почерпнуть мои слушатели, моя аудитория? Это мне помогает понять, что является важным, а от чего можно отказаться. Думаю, все согласятся, что мир переполнен информацией, много событий происходит, и люди могут легко запутаться. Поэтому и нужны те, кто может прочитать сложные документы, поговорить с различными людьми и уже потом рассказать доходчивым способом, простыми словами, что именно означает тот или иной вопрос, проблема».
Об этике журналиста
В создании относительно сложных, особенно международных материалов, для Артёма очень важен принцип взвешенности: нужно учитывать различные мнения людей, имеющих отношение к описанным в материале событиям:
«Я сам стараюсь и всем советую руководствоваться здравым смыслом… Когда я сам делаю сюжеты, стараюсь думать критически — действительно ли это так происходит, стараюсь сохранять нейтралитет, ведь мы все — люди и у нас у всех есть своё мнение.
Вы можете быть больше согласны с кем-то одним или с кем-то другим, но я, как журналист, всегда стараюсь придерживаться такого более взвешенного мнения в своих сюжетах. В свою очередь, эмоции и мнения высказывают люди — участники, у которых я беру интервью».
Говоря о специфике работы в Европарламенте, Артём признаёт: «Важно, насколько критично мы подходим к политикам, которые здесь работают, бросаем ли мы им вызов или даём им просто рассказать о том, что и как происходит. Потому что, когда новости не являются местными, у аудитории меньше представления о том, что именно означает тот или иной вопрос, почему происходит именно так, а не иначе».
О разделении ролей журналиста
Артём признаёт, что в работе журналиста всегда наступает момент разделения ролей:
«Либо журналист попытается атаковать и разузнать сенсационную правду или же он подходит к своей роли как к роли информатора, который рассказывает о сложных проблемах, событиях и пытается объяснить это людям ясным и понятным языком. Здесь, в Европарламенте, это именно вторая роль — когда мы не раскрываем скандалы, а преследуем не менее важную цель — рассказать о том, что же именно происходит, о каких-то сложных вещах простыми словами».
О сложных материалах
Создание серьёзных репортажей требует анализа документов и наблюдения за развитием событий, решением вопроса. Артём объяснил, что каждый вопрос имеет несколько стадий, и решения не принимаются за один раз:
«Некоторые вопросы могут решаться несколько лет, поэтому нужно создать объективное впечатление о том, что же происходит, постепенно, следя за одним и тем же вопросом и собирая информацию».
Также в журналистике важны контакты: «Важно общаться с политиками и их помощниками, важно общаться с дипломатами, как в Латвийском посольстве, так и в других посольствах, регулярно их спрашивать о том, как продвигается интересующий вопрос, появились ли новые дискуссии».
Артём подчёрквает: «Нужно говорить со многими источниками. Нельзя верить сразу тому, что тебе рассказал тот или иной депутат или его её помощник, что это чистая правда и что всё так и было… Нужны разговоры с различными людьми, которые представляют различные стороны».
Артём также советует искать информацию в разных источниках, ведь об отдельных деталях пишут и в специализированных изданиях. А ещё — всегда нужно проверять числа.
О творческом подходе
Когда Артём работал в Сан-Франциско, это была радиостанция, занимающая пару кабинетов обычной средней школы. Журналист шутит: «Когда нам нужно было выйти в туалет, мы брали ключ от учительской уборной и ходили «по звонку». А работал каждый со своего компьютера».
Тем не менее, работа журналистов, их творческий подход к работе, оставили след в жизни Артёма: «Создатели новостной программы изначально решили, что хотят делать что-то отличное от того, что делают другие, ведь в их регионе — заливе Сан-Франциско — на тот момент жили восемь миллионов человек. Информации и новостей хватало от других масс-медиа. Создатели программы хотели делать аналитические, необычные и уникальные вещи…
Коллеги там научили меня более свободно и творчески подходить к выбору темы, более свободно говорить не только в дискуссиях, но и в эфире — используя яркие эпитеты и фразы, чтобы люди не зевали и не скучали, когда я разговариваю».
О сюжетах на разных языках
Артём старается, чтобы его сюжеты, пусть и на разных языках, но, всё-таки, были очень похожими, потому что ещё в студенческие годы подметил: то, что узнают русскоязычные жители, очень отличается от того, что знает аудитория, говорящая на латышском, эстонском и литовском языках. Поэтому, для журналиста важно, чтобы обе части его аудитории — и латышская, и русская — узнавали похожую информацию.
Журналист признаёт, что есть исключения — сюжеты, которые интересны только русскому или латышскому сегменту аудитории.
О дезинформации
Как яркий пример дезинформации Артём приводит тему вакцинации: «Самый актуальный вопрос сейчас, конечно, о вакцинации. Мы видим, как люди, которые выступают против вакцинации и не хотят делать прививку, пытаются распространить ложную информацию, почему прививку делать нельзя, пугают других всякими мыслимыми и немыслимыми последствиями, которые могут случиться.
Например, совсем недавно столкнулся с одним видео про Сovid-19 и отметил, что современная дезинформация — это не полная ложь. Всё сделано более тонко, и в таких видео есть проверенные или реалистичные факты. Но объединяет такие сюжеты то, что заключение в них — ложное. В итоге — люди теряются и не знают, кому верить».
Артём советует думать критически: «Чтобы было понятно, как себя вести, что делать, важно не верить тому, что вы видете на видео в соцсетях или по телевизору. Это не то, что люди видят собственными глазами. Эти картинки и фрагменты подобрал кто-то другой. Нужно думать своей головой, спрашивать себя каждый раз, правда ли то, что вы видите, или это… плохо пахнет?”
О медиаграмотности
Артём признаёт, что возраст является большим показателем того, как люди относятся тому, что они видят и читают, во что они верят или нет. Артём считает, что молодое поколение более критично подходит к информации, но им легко манипулировать:
«Конечно, люди пожилого возраста прожили часть своего времени в Советском Союзе, где была, скажем так, одна правда. Но я не хочу сказать, что с молодёжью всё в порядке и что молодёжь автоматически воспринимает и критически подходит к тому что видит.
К примеру, результаты предвыборных кампаний и выборов (в США) показывают, что нередко политики пользуются успехом у молодых людей, допустим, запустив какие-то интересные видео в соцсетях, делая какие-то провокации. Молодая аудитория часто не думает о том, что всё это служит для привлечения внимания…
Молодёжи нужно думать более критично о том, что они видят в тех средствах информации, которые потребляют, то есть — соцсетях».
О радио
Артём уверен, что радио — это уникальные СМИ, которые доступны каждому: «Мы с детства вырастаем на историях, которые нам мамы или папы рассказывают у кровати, когда мы засыпаем. Эта традиция есть почти во всех семьях. Мы хотим слушать истории, мы хотим слушать рассказы о заморских приключениях, о том, что где-то происходит такое интересное.
Именно поэтому я считаю, что радио так скоро не исчезнет, а преобразится в какие-то другие цифровые форматы. К тому же, радио является единственным средством массовой информации, которое можно полноценно потреблять, делая что-то другое — во время поездки на машине, во время готовки еды».
Почему именно журналистика
Говоря о выборе профессии, Артём рассказывает: «Признаюсь, я не горел желанием работать на радио с детства. У меня было довольно смутное представление о том, чего же я на самом деле хочу. Сфера не интересовала, но я был готов пробовать. На третьем курсе университета один из моих профессоров сказал, что на радио есть вакансия и они ищут нового человека. Я отказался, но он сам дал начальству мой номер телефона, и я пошёл на переговоры. Почувствовал себя хорошо, и вот — прошло 15 лет, и мне до сих пор интересно, я до сих пор открываю этот мир».
Артём отмечает, что профессия журналиста требует большой отдачи: «Работа журналиста, особенно в новостях — это как очень ревнивый человек, который не терпит конкуренции. Но общаться, узнавать что-то новое и с горящими глазами приходить обратно в студию и рассказывать интересную историю слушателям, аудитории — это именно то, что мной движет».