«Я выбираю вещи, на которые могу влиять. Это даёт чувство силы», — Владислав Виртонен, основатель школы программирования

Владислав Виртонен. Фото из личного архива
Владислав Виртонен. Фото из личного архива

Владислав Виртонен (20 лет) живет в Эстонии, городе Силламяэ. В этом году заканчивает 12 класс. В девятом классе молодой человек впервые попал в масштабный проект молодёжного обмена, тогда и началась его активная жизнь. Сегодня Владислав — один из сооснователей школы программирования EDUKOHT, а ещё будущий студент Калифорнийского университета Minerva Schools at KGI. О том, как родился проект EDUKOHT, что такое мышление развития и что присуще успешному человеку, читайте в нашем материале.

Расскажи, что такое EDUKOHT?

Читай нас в Telegram

Можно сказать, что это кружок, школа программирования, где основам программирования обучают неформально. Но в первую очередь — это социально-образовательный проект – мы не только обучаем детей, но и учимся сами, подготавливаем будущих специалистов, которые смогут обучать и очно, и онлайн.

Как появилась идея создать такой проект?

У меня есть друг Гоша, он сам научился программировать и решил, что хочет создать такой кружок в школе. А я всегда умел и любил общаться с людьми и решать организационные вопросы. И у меня были все возможности, чтобы этот процесс структурировать, а у моего друга, чтобы преподавать. И мы вместе с ещё двумя друзьями Мишей и Сиймоном создали команду, которую объединила эта идея. Я отвечаю за финансы, легальную часть и коммуникацию. Миша отвечает за маркетинг, Гоша преподаёт, а Сиймон постепенно становится ответственным почти за всё, потому что я и Миша в этом году уезжаем учиться. 

А почему вы решили, что нужно открыть именно школу программирования?

Эстония — это вообще страна стартапов. Мы ездили на мероприятия в Таллин и видели подтверждение этому, а потом приезжали домой, в наш регион Ида-Вирумаа, и думали: «А где? Где все эти стартапы?». И мы начали понимать, что люди, которые уже находятся в этой сфере, умеют программировать, и значит этот навык – один из базовых. Этого нашему региону и не хватало. И раз эта ниша свободна, то почему мы не можем начать её развивать? Мы думали, что, если будем распространять это знание и растить людей, которые будут это делать – значит, мы вырастим и количество стартапов, значит здесь будет больше финансовых возможностей и наш родной регион станет более успешным. 

Может вас сподвигло что-то ещё?

Да. Ещё одна причина – студенты, которые учатся в местном колледже на программе IT. Им часто негде применить свои умения, мало мест практики, кроме парочки заводов. Многие меняют специальность, идут в общепит, и даже больно смотреть, когда человеком с талантом и навыками идёт продавать еду. И мы решили нанимать таких людей на работу, предлагая им место практики. 

А ты до этого был как-то связан с программированием? 

Никак. Но сейчас мне это очень пригодится.

Почему?

Я уже поступил в университет. Поеду учиться в Minerva School ar KGI, это Сан-Франциско, Калифорния. Это относительно новый глобальный университет. Там мы как бы учимся онлайн – каждый семестр группой из 200 человек меняем страну обучения. Внутри всех программ, которые там есть, обязательная часть – это программирование. Когда мы учимся, мы, например, используем анализ данных через программирование. И ещё у нас есть своя платформа для обучения – более продвинутая, чем обычные платформы для звонков. Там, например, платформа считывает, сколько каждый говорит на протяжении занятия, а потом выдаёт статистику преподавателю.

И почему ты выбрал это место?

Год назад я думал, чего хочу от жизни, чего ожидаю от университета. Я знал примерные программы, которые хотел изучать, а потом задумался, что хочу чего-то больше. Исследования показывают, что 20 лет – это время, когда у нас в жизни появляется больше всего связей. И я подумал, хочу ли я создавать связи, которые останутся до конца этой жизни, в маленькой Эстонии или там, где собираются мотивированные люди со всего мира. И выбрал второе.

Туда сложно попасть?

Ну, как сказать. Экзамены там не нужны. Только анкета, внутреннее тестирование и интервью, но проходит туда всего 1% людей.

Вернёмся к вашему проекту. Вы открылись во время пандемии?

Почти. Мы открылись, прошло две недели, объявили локдаун. 

И что было дальше?

Мы больше не смогли физически проводить занятия. Это был момент, когда вселенная заставила активно думать. И я вижу пандемию, как потрясающий стимулятор инноваций. У нас уже были клиенты, и их нужно было удержать. Поэтому мы решили построить онлайн-сообщество в Дискорде, делились на команды по тому, кто и чем занимается, в какие игры играет, и вместе проводили время. Это сработало потрясающе. А потом мы заказали специальный курс о науке обучения, о том, как наш мозг эффективнее учится, для преподавателей из нашей команды.

То есть, пандемия повлияла на развитие вашего проекта положительно?

Да, конечно. В нашем регионе вообще делать что-то потрясающе. А мы ещё и в пандемию прорвались, это было особенным достижением. Есть такой конкурс – TransferWise 20 under 20, где выбирают 20 лучших основателей до 20 лет со всей Европы. И мы тоже победили там в этом году.

А с какими трудностями вы столкнулись, когда открылись?

Со всеми. Из любой сферы. Самые большие трудности были с тем, что любое предприятие – это большой процесс, мультидисциплинарный. Мы, как люди, которые это начали, должны немного понимать в педагогике, психологии, чтобы управлять людьми и мотивировать, а не наоборот. Должны понимать финансы, юридические вопросы, основы предпринимательства, должны обладать дизайн-мышлением, когда видишь проблему и решаешь её, должны тестировать новое, брать обратную связь и исправляться. И во всех этих сферах были ошибки. А ещё мы должны одновременно учиться в школе и иметь личную жизнь.

И как вы справлялись?

Больше всего нам помогло умение учиться на ошибках. Мы даже сделали одной из ценностей нашей организации готовность совершать ошибки и учиться на них. 

А проблемы внутри команды были?

Были. Мы все молодые люди, мы нанимаем молодых людей, мы все с гормонами, активные. И существует такая модель Такмана. Модель, которая объясняет разные стадии развития команд. Мы – один большой организм, и мы развиваемся вместе. Сначала происходит формация, и от того, как ты формируешь команду, зависят все остальные следующие стадии. И, как было в нашем случае, в один момент наступает время конфликтов и после этого напряжённого этапа всё идет либо вниз, что происходит чаще всего, либо вверх. Как видите, мы остались. И нам очень помогло, что мы, прежде всего, заботимся о себе и о тех, с кем мы работаем. И в конфликтное время, когда все начали срываться по мелочам и перестали замечать хорошие вещи, мы обратились к корпоративному психологу. У нас были групповые сессии, мы выговаривались и проходили вместе «терапию».

В чем ещё секрет вашего успеха?

На это очень влияет миссия, которую вы для себя выберете. Наша миссия – заинтересовать максимальное количество детей в программировании. Сначала мы думали их обучить, но тогда мы бы претендовали на соревнование с колледжами и университетами, а мы так не хотим. И наша цель – породить интерес к программированию, потому что мы делаем это неформально. Тогда получается охватить больше людей и многие потом продолжают учиться сами. 

Ещё одна из наших ценностей – инновативность. Конечно, у нас нет такого гигантского опыта, чтобы мы сказали, что, вот, мы так делали 500 лет и менять ничего не будем. Мы всегда собираем обратную связь у клиентов, у команды, у друг у друга и не стоим на месте. 

Ещё мы никогда не принимаем окончательное «нет». Когда нам отказывают, мы всё равно договариваемся. Мы пытаемся понять и идём к корню проблемы – нет, потому что сейчас нет интереса, или нет, потому что заняты или просто нет денег. В таком случае для каждого «нет» будет совершенно разное решение. И мы ищем другие варианты. 

Чего вы добились за этот год?

Мы работаем на два города – Нарва и Кохтла-Ярве, у нас 15 работников, 138 учеников и оборот больше 80 тысяч.

А кто у вас работает?

У нас есть основатели, я — в том числе, и мы нанимаем на работу лидеров команд. Лидеры убеждаются, что в обоих городах всё хорошо – и с детьми, и с менторами. Менторы – это люди, которые преподают. Есть человек, который отвечает за социальные сети. И ещё в каждом городе есть люди, которые ведут мероприятия для детей.

Что за мероприятия? 

Здесь я бы хотел напомнить про пирамиду Маслоу, в которой сначала идут базовые нужды, потом безопасность, потом чувство принадлежности и только потом всё остальное. И цель этих мероприятий – дать чувство безопасности и принадлежности. И дети, и родители хотели, чтобы эта школа была местом не только для обучения, но и для поиска друзей. Во время этих мероприятий дети и менторы собираются вместе, развлекаются, сближаются и, тем самым, получают чувство безопасности и на уроках могут быть более эффективными. 

А что значит название проекта?

EDU – на эстонском переводится как удача или успех, а KOHT –  это место. Получается — место удачи. А ещё на английском EDU сокращенно – это образование. Это отлично работает на аудиторию. Когда мы открыли вторую локацию в Кохтла-Ярве, то Миша предложил назвать ее EDUKOHTLA. А свои кофты мы называем – EDUкофты. 

А что вообще должен знать человек, который хочет стать успешным?

Мыслить структурировано, мыслить проектно, смотреть сразу в конец, куда вы движетесь. Для примера – если я хочу жить действительно качественно и хорошо, то мне нужно представить день своей смерти. Какие люди придут на мои похороны, что они скажут, что скажут коллеги, друзья, как они меня запомнили. В предпринимательстве так же. Мы начинаем не с идеи. Мы начинаем с проблемы и думаем, что мы хотим достичь в итоге при её решении. Нужно четко понимать, куда и как вы будете двигаться. Построить свою миссию, своё видение, свои ценности и опираться на них. Мы начали с платных курсов, а теперь у нас открылась одна бесплатная группа при поддержке Американского центра Нарвы – к этому мы и шли изначально. Ещё мы стараемся двигаться к прозрачности.

Что это значит?

Это значит, что если произошла встреча с лидерами команд, мы пишем об этом и отправляем отчёт остальным, и тогда они тоже знают, что произошло. Когда происходят большие финансовые решения, например, написали большую заявку, мы пишем об этом команде, чтобы другие люди это видели. Все могут проверить наши внутренние процессы.

Вы научились этому на других проектах?

Много на проектах и ещё на ошибках. Ошибок было много. В этот Новый год под конец 2020 мы написали большой пост в социальных сетях об ошибках, которые сделали за этот год. И за год ведения проекта мы научились больше, чем за всё время в школе

И вам уже не страшно ошибаться?

В 10 классе я начал вариться в кругу людей, которые чего-то добились, чтобы было на кого равняться, чтобы мне было сложно. Они говорили, что кончится время гимназии, и я буду смотреть на неё и думать, что, вау, как быстро всё прошло. И меня ударило осознание – все решения, которые я делаю, будут прямо влиять на мою жизнь. И ещё они говорили, что сейчас самое время рисковать. И я прислушался. В самом начале мы могли допускать ошибки. Мы же люди, и мы ошибались. Это был просто начинающийся бизнес, что мы могли потерять? Почти ничего. И я увидел и понял, что люди с огромными корпорациями, если ошибутся, потеряют многое, им есть, что терять, а нам — пока ещё нет. Поэтому я не боюсь рисковать и готов ошибаться.

Планируете расширяться?

Мы уже расширяемся. Надеемся открыться ещё в пяти городах. Ещё мы работаем над автоматизацией. Заказываем у друзей-программистов разработку софта и программ, чтобы многое, например, создание договоров, было не ручной работой, а автоматизировано. 

Не грустно оставлять своё детище?

Есть такое чувство, но я рад двигаться дальше. Передо мной стоит огромная задача – уехать грамотно. Сделать так, чтобы когда я ушёл, ничего не рухнуло и никто бы не заметил мой уход. Одна из моих мечт – стать профессиональным основателем, научиться основывать вещи, находить команды, давать им толчок и автономию, чтобы они работали без меня, и идти дальше. И следующие три месяца перед моим отъездом –  это отличная возможность этому научиться. 

Ты всегда был таким активным?

Нет, вообще нет. В 8 классе я был застенчивый, не любил делиться своим мнением, особо не говорил на других языках. В 9 классе меня взяли на международный проект, и я узнал, что такое – другие люди, у меня будто расширился мозг. Я выучил языки и меня так затянуло в проекты, что я не смог с ними закончить. 

Как ты решился на первый проект, будучи застенчивым?

Меня туда притащили друзья. Я просто был открыт к изменениям.

Расскажи, что ты думаешь о мышлении развития

Как сказал один эстонский писатель, жизнь – это маятник между скукой и болью. И это то, что отличает нас от всех других живых существ. Мы испытываем боль от того, что что-то не так, и это двигает нас что-то менять в себе или вокруг. А скука – причина, почему мы эволюционируем во всех сферах. Мы существа, которые не могут сидеть на месте, вот почему мы начали с верблюдов, а закончили электрическими самокатами, ракетами и билетами на Марс. Потому что нам скучно! И это основы развития.

А ещё при развитии очень нужна эмпатия. Но я, например, не верю, что можно поставить себя на чужое место. Я не могу взять и почувствовать себя на месте человека с совсем другой жизнью. Для меня эмпатия – это общение с открытыми вопросами. А мышление развития – навык эти вопросы задавать. Если я спрошу: «Нравится ли тебе эта ручка?». Это предвзятый вопрос, потому что я уже предугадываю, что она тебе нравится. А вдруг нет? Другое дело, если я спрошу: «Что ты думаешь об этом?». Я просто дам возможность дать ответ, который идёт изнутри. Это и есть ключ к развитию – давать людям свободно выбирать свой ответ и прислушиваться к нему.

Что для тебя значит эффективность как стиль жизни?

Сейчас я читаю книгу – «7 привычек успешных людей». Там рассказывается, что можно подумать о своих делах, как о 1) срочных и важных, 2) срочных и неважных, 3) важных, но не срочных и 4) не срочных и неважных. Чаще всего у нас есть срочные, но неважные дела, и когда ты их выполняешь, есть чувство, будто ты сделал что-то важное, а на самом деле нет. Поэтому нужно осознавать важность действий. Есть, например, медиаграмотность, когда ты начинаешь с осознанности, с того, что ты вообще понимаешь, а потом анализируешь потребляемое – вначале всегда осознанность и потом объективность. Финансовая грамотность – то же самое. Сначала ты считаешь свои финансы, знаешь, куда они пойдут, а потом без эмоций это анализируешь. И грамотность в эффективности, да в жизни в целом – такая же. Нужно сначала осознанно проанализировать, куда вы вкладываете время, потом выбирать миссию, ценности и придерживаться их.

Ты говорил о миссиях организации. А своя личная миссия у тебя есть?

Да, она видоизменяется, но она есть -– помогать людям реализовывать их потенциал. И когда я определился с миссией, мне стало легче принимать решения. 

Твои личности ценности сильно отличается от организации?

Нет, теперь уже нет. Я просто живу этим. 

Но может всё-таки что-то?

Были ценности, которые изменились. У меня была ценность в 10 классе – говорить «да» на каждую возможность. Но потом я работал над тем, что хочу помогать другим, и я мечтал работать на себя. И сегодня не я ищу возможности, а они ищут меня.  

Единственное, что, возможно, отличается от ценностей компании – это то, что я не строю планов больше, чем на один следующий шаг вперед. Мой следующий шаг – университет. Я знаю, что буду делать там, но дальше планов я даже близко не строю. У меня спрашивают, где я вижу себя через 10 лет. Так вот, нигде. Если бы мне три года  назад сказали, буду ли я в предпринимательстве, я бы не поверил. Если бы мне четыре года назад сказали, что я буду в Америке, я бы посмеялся. Если бы пять лет назад мне сказали, что я буду свободно общаться на многих языках, я бы просто отмахнулся. Всё кардинально меняется, и дальше одного шага я никогда не загадываю.

А как ты расставляешь приоритеты? 

Всё идет от миссии и долговременного мышления. Допустим, нужно работать, но сегодня хочется пойти потусить, отдохнуть. И сейчас это даст результат, сейчас это будет отдых. Но что произойдёт через неделю? Работы станет только больше. Нужно думать, что жизнь ещё продолжится, и понимать, что каждое решение отражается на будущем.

Любишь мечтать?

Да. Мечтать очень полезно. Но я стараюсь мечтать не о случайных вещах, а исходя, опять же, из своей миссии. У людей, которые горят чем-то, есть свои миссии, и они хотят изменить мир. Поэтому моя далёкая мечта звучит сложно достижимой, потому что мне 20 лет и я в школе. Но я мечтаю поддерживать людей, которые горят своим делом, и давать им поддержку и толчок, чтобы они имели всё, что поможет им менять мир. 

Ты считаешь себя успешным человеком?

Да. Можно исходить из сравнения, но я не люблю сравнивать. Я не лучше и не хуже других людей, мы просто по-разному живем. А если дефинировать успех, как постановку качественных целей и их достижения, то да. Я рад целям, которые поставил и достиг, и которые не поставил, но неожиданно достиг. Я хочу быть успешным. Это тоже сила слов. То, что я говорю, так и будет. Поэтому, да, я успешный.

Что ты хотел бы пожелать нашим читателям?

Сначала я бы хотел спросить. Есть потрясающая идея – создать юридическую платформу, где юристы разных стран находятся в одном клике доступа за доступные цены. Сколько эта идея стоит?

Нисколько…?

Именно. Совершенно ничего. Через нас каждый день проходит масса таких идей. Но ни одна из наших идей ничего не стоит, пока у неё нет реализации. И самая крутая привычка, которую можно в себе развить – это делать. Ты видишь, чувствуешь проблему, чувствуешь скуку или боль – значит, надо сделать хотя бы одно первое маленькое действие. Только реализованная идея будет чего-то стоить.

И ещё, в жизни есть две зоны влияния – прямая и косвенная, то есть, на что мы можем прямо или косвенно повлиять, и то, на что мы влиять никак не можем. Мы думаем, что вот бы управление города поставило больше урн, вот бы светило солнышко и было тепло, но на это нельзя повлиять. Надо выбросить мысль «вот бы кто-то сделал что-то» и думать, а что я могу сделать? Пойти и сообщить о проблеме, одеться теплее, чтобы было тепло, и так далее. Я выбираю вещи, на которые могу влиять. Это даёт чувство силы, что я могу что-то изменить. И я хочу пожелать, чтобы все чувствовали в себе эту силу и меняли свой мир к лучшему.

Материал подготовлен в сотрудничестве с обществом NEW EAST при поддержке Zinc Network.

Кстати, Владислав уже становился нашим героем, когда летом прошлого года победил в конкурсе Media Lab #StayAtHome. Прочитать об этом можно здесь.

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments