После публикации о школе в Стропах, наши читатели вспомнили ещё об одной, уникальной в своём роде школе в Межциемском лесу. Она давно закрыта, но на её территории уже несколько лет работает Даугавпилсский детский клуб любителей конного спорта. Школа не была разрушена во время войны, и это место до сих пор сохранило удивительную ауру. Своими воспоминаниями о школе и очень редкими фотографиями с «Чайкой» поделились её ученики, а мы нашли данные об истории этого учебного заведения.
История школы
Лесная школа строилась одновременно со станцией «Межциемс», их возвели в течение года, в 1939 году. На теперешней территории школы ещё до Первой мировой войны были деревянные здания – они сохранились и сегодня – в одном из них одно время был госпиталь, в других жили учителя.
Необходимость строительства школы в этой курортной зоне назревала уже давно, когда в Погулянке стали селиться люди. Курорт был открыт ещё в конце 19-го века и вплоть до 1946 года находился в Ликсненском уезде. Вся территория, включая санаторий, принадлежала графам Плятерам. В 1937 году посёлок Погулянку переименовали в Межциемс.
Известно, что начале 30-х годов существовала Погулянская начальная школа Ликсненской волости, но у неё не было своего здания и дети учились в зданиях санатория. Латвийский кредитный банк, которому были проданы большие территории санатория, в 1938 году решил инвестировать средства в улучшение инфраструктуры лечебницы. И уже через год появились станция «Межциемс» и Межциемская начальная школа Ликсненского уезда. На открытие школы приезжал президент Латвии Карлис Улманис. Первым директором школы стал Эдуард Карлис Трапш.
В первые годы поработать школе пришлось совсем недолго. В 1941 году, когда началась война, в здании расположился немецкий гарнизон. В школьном актовом зале ремонтировали мотоциклы, а в классах ночевали офицеры. Школа строилась с современным на тот момент оснащением – здесь были свой водопровод и канализация, а насос, установленный в колодце, подавал минеральную воду.
В 1944 году, когда немцы отступали, они взорвали здание водолечебницы санатория, но сам санаторий, школу и железнодорожную станцию не тронули.
После войны Межциемс присоединили к Даугавпилсу, школа стала называться Межциемской неполной средней и впоследствии сменила массу названий. Она была и восьмилетней, и общеобразовательной. В 1984 году её присоединили к 7-й средней школе Даугавпилса, ещё через два года перевели на баланс детско-юношеской спортивной школы. В конце 80-х наступил перерыв в работе, но с 1993 года обучение было восстановлено усилиями местного краеведа и активиста Яниса Кивриньша.
Латышская школа для русских детей
Она снова открылась как латышская начальная школа для русскоязычных детей. В этот год сюда пришла учиться Елена Жукова, которая уже несколько лет собирает информацию об истории школы, её учениках и педагогах. В советское время здесь училась её мама.
Елена вспоминает, что классы были небольшие, и поэтому педагоги уделяли каждому ребёнку особое внимание. В школе также был нулевой (подготовительный) класс. Елена проучилась в Межциемской школе первые пять классов. К сбору информации о школе Лену побудила особая аура, которая здесь витает. В 2018 году в помещениях школы общество «Межциемс», в котором также состоит Елена, организовало встречу людей, кто неравнодушен к судьбе этого места. Обсуждалась масса идей, как можно было бы развивать данную территорию. Если бы восстановили санаторий, то тут также можно было создать что-то на курортную тему, сделать место отдыха, реабилитации или открыть летнее кафе.
Уроки в лесу
Тамара Дорофеева (в девичестве Куштурная) училась в Межциемской школе с 1953 по 1960 годы, получила свидетельство о семилетнем образовании. Семья Тамары жила в Ницгале, но в посёлке была только латышская школа, и родители решили переехать в Даугавпилс. 1 сентября 1953 года она помнит очень хорошо – папа по лесу привел её в школу. «А после уроков я одна через лес пошла домой и свернула не на ту дорогу, ведь я была здесь первый раз. Заблудилась, вернулась, нашла асфальтированную дорогу и, в конце концов, вышла к санаторию. Так и ходила в школу через лес каждый день».
Тамара вспоминает, что каждую субботу после уроков она ездила к маме, которая ещё жила в Ницгале. Садилась одна на станции «Межциемс» и ехала. 1 сентября 1954 года тоже хорошо отпечаталось в памяти — Тамара, как лучшая ученица, разрезала ленточку для первоклассников, такая была в школе традиция.
В те годы в школе училось много детей военных, поскольку в Даугавпилсе стояла воинская часть, и там был летний госпиталь. В классе было по 15-17 детей. «Все те годы я запомнила очень хорошо. Учителя у нас были великолепные. Благодаря Любови Федосеевне Дударевой мы полюбили литературу. Наша классный руководитель Альбина Александровна Муране была участницей Дней молодёжи в Москве, она привезла нам значки из разных стран мира. А наша первая учительница Марина Петровна Зиновьева закончила Институт благородных девиц (Смольный). Много уроков проводилось прямо в лесу в любое время года, ставили парты прямо на траву. В четвертом классе мы наблюдали, например, как рождаются змееныши».
В Межциемсе в ту пору жизнь кипела. Школьные коллективы часто выступали в санатории, в летнем госпитале, в других школах, в городских клубах. В пятом классе случилось несчастье – одноклассник Тамары подорвался на мине, и она потом учила его писать левой рукой. Во время учебы Тамары родители учеников пристраивали к школе дополнительные помещения. Ещё она помнит, как в школу приезжала мама Зои Космодемьянской Любовь Тимофеевна.
После Тамары в Межциемской школе учились её брат, сестра и дочка, а ей самой довелось вернуться в школу уже в качестве медсестры – после семилетки она закончила медучилище. Высшее образование получала в Даугавпилсском педагогическом институте, а потом на несколько лет по комсомольской путевке с семьей уехала на Дальний Восток.
Тамара до сих пор общается со своими одноклассниками. Сейчас она живет в Эзерниеках Краславского края, увлекается вышивкой картин, огородом, а также является членом правления территориального общества слепых в Даугавпилсе. В 2018 году Тамара Дорофеева получила «Награду года в Латгалии» в честь 100-летия Латвии в номинации «Самый активный сениор Дагдского края».
Учителей уважали
Янис Аликс пошёл в Межциемскую школу в 1964 году и учился здесь 8 лет. Воспоминания о школе остались самыми светлыми. Например, изучение иностранного языка было построено таким образом, что класс делился на две группы, и пока одна занималась, вторая гуляла на «большой перемене», а это полтора часа. «Мы в это время бегали по лесу, делали землянки», — смеётся Янис. Преподавателей очень уважали, их слово было законом.
Янис всю жизнь живёт в Межциемсе, поэтому родители и отдали его в лесную школу. Он прекрасно помнит, как работал санаторий – здесь поваром работала его мама. Он конечно хотел бы видеть его восстановленным, но сомневается, что это возможно. Когда-то в Межциемсе работали несколько магазинов, аптека, почтовое отделение, киоски, но уже давно нет даже хотя бы одного магазина.
По мнению Яниса, при школе можно было бы организовывать летние и спортивные лагеря, раньше они тут действовали. Пока же много лет со школой соседствуют развалины пионерского лагеря «Орлёнок».
Могла бы работать как гостиница
Школа просуществовала до 2002 года. Янис Кивриньш вспоминает, что в 1993 году он опросил родителей детей, которые жили в окрестностях школы, в Погулянке, Визбулях и Межциемсе. Большинство поддержали его идею возобновить учебный процесс в Межциемской школе, чтобы им не нужно было ездить в город. Собранные подписи отнесли в самоуправление. Благодаря его усилиям, здание школы отремонтировали и дети вновь сели за парты.
«Это была единственная начальная латышская школа в Латвии, где учились только дети из русских семей, они изучали язык. Учителя работали бесплатно! Я хотел, чтобы из города сюда дети приезжали. А летом здесь были лагеря», — рассказывает Янис. В классах было по 5-12 человек. Школа проработала лишь 8 лет, сначала она была под крылом 1-й средней школы, затем 12-й средней. Её закрыли, посчитав содержание экономически необоснованным. Янис был с этим не согласен, он говорит, что в течение всех восьми лет ощущалось это давление, намеки, что школу будут закрывать, были и негативные публикации в прессе. Он вспоминает, что через несколько лет после закрытия школы к нему подходили её бывшие ученики и говорили, что хотели бы снова учиться в Межциемсе. «Я видел школу как, например, гостиницу, где могли бы останавливаться и иностранцы, и паломники, которые, скажем, посещают Аглону. Заодно посетить Даугавпилс», — говорит Янис. Он просит передать слова благодарности всем – чиновникам и родителям, кто в последние годы работы школы помогал с деньгами, ремонтом и просто поддерживал.
В классе бывшей Межциемской школы В зале бывшей Межциемской школы до сих пор стоит пианино «Украина» Спортивный и актовый зал Помещения школы На этой лестнице делали общие фотографии
В этой школе училась и жена Яниса, и их дети. Перерыв в работе школы в конце 80-х годов был связан с тем, что многие учителя уехали работать в город и только что отстроенный микрорайон Новый Форштадт. Перебирались в город и молодые семьи, которые получали квартиры. И в Межциемской школе не стали набираться классы. В июне 1991 года закрыли санаторий «Межциемс».
Нужен толковый подход
Общество «Межциемс» было зарегистрировано в 2016 году. В 2018 году в думу был подан проект об установке информационных стендов около школы, его одобрили, выделив финансирование. На стендах можно прочесть об истории этого места.
Ирена Войтане, одна из активистов общества, думает, что при грамотном подходе в школе и на её территории можно было бы создать очень интересное функциональное пространство, от пансионата до ресторана, либо музея Межциемса. «Это настолько хорошее место, энергетически здесь очень здорово. Все зелёное, лес кругом, здесь уникальная деревянная архитектура, вот одни колонны чего стоят».
Общество неоднократно обсуждало объект в самоуправлении. «Предложений было много, идей много. Но власть города слишком часто меняется, пока всё тихо. Наше общество не имеет статуса организации общественного блага, и поэтому, если ему самостоятельно в школе что-то делать, то придется платить высокую арендную плату. Возможно, здесь можно было бы проводить какие-то единичные мероприятия. Местом интересовались частные инвесторы, но все стихло. Спасибо самоуправлению, что территория содержится в порядке. Всё-таки есть надежда на возрождение санатория, тогда и про школу не забудут. Только нельзя уничтожать все это евроремонтом, пластиковыми окнами… Не хочется художественной самодеятельности», — говорит Ирена.
Поделитесь воспоминаниями и фотографиями
О том, что в лесу есть школа, до сих пор напоминает название автобусной остановки, по этому маршруту ходят автобусы № 4 и 5. Сегодня здание закрыто, чтобы сохранять его в порядке. В январе 2019 года журналисту ещё удалось зайти внутрь и сделать несколько фотографий. По словам Яниса Кивриньша, в школе было 15 печек, и здесь всегда было очень тепло.
Елена Жукова просит всех, кто может поделиться своими воспоминаниями и фотографиями о школе, звонить ей по тел. 22494096.
Янис с актером Александром Демьяненко. Знаменитый Шурик отдыхал в санатории «Межциемс». А не фейк ли это, какие делали раньше на старых фото? Посмотрите какой у этого «Шурика не понятный чёрный ореол вокруг головы и плеч. Вполне могли вклеить изображение Шурика и перефотографировать. Во вторых, само лицо только, если напоминает А.Демьяненко. И главное, уж очень это неожиданный якобы факт. Не верится. Демьяненко был в Даугавпилсе, но в 1985 году на съёмках фильма.
Очень приятно окунутся в былое. Большая благодарность за ваш репортаж.
Это моя школа, любимая. Выпуск 1981г.
Сам «погулянский», жил на Держинке- ул.Дзержинского (сейчас Plateru).
Директор школы Лаздан Борис Наумовичь, классный руководитель Мирослава Вацловна.
Нахлынули школьные воспоминания.
Вновь перенёсся на уроки в класс.
Благодарю.