Международная группа из 80-ти журналистов, в состав которой входит и Re:Baltica, после вторжения России в Украину собирает сведения о новых активах, попавших под санкции российских миллиардеров, чиновников и пропагандистов в Европе, США и других странах мира.

На данный момент журналисты обнаружили более 145 вилл, квартир, яхт, частных самолётов, которые оцениваются в как минимум 17 миллиардов долларов.

Поддержи «Чайку»:

В Латвии есть собственность семей Усманова, Токарева, Мазепинa, но её частично не трогают, пока санкции не введены против членов семей людей из близкого окружения Путина.

Семья Алишера Усманова

У ворот усадебного комплекса в Юрмале, на ул. Капу, 51, окружённого массивным металлическим забором и живой изгородью, дремлют на солнце две собаки. Они — единственный признак жизни в большом дворе, где, помимо виллы, расположены дом для отдыха и будка охранника. До пляжа отсюда меньше 100 метров по благоустроенной дорожке.  

Эту недвижимость в феврале 2014 года, незадолго до аннексии Крыма Россией, за 3,9 млн евро купили у бывшего владельца «Dzintars» Ильи Герчикова жена одного из богатейших людей России, миллиардера Алишера Усманова Ирина Винер-Усманова и её сын Натан Винер.

По данным Земельной книги, недвижимость принадлежит пасынку Усманова. Он на основании этой покупки получил в Латвии вид на жительство (ВНЖ), действительный до 2025 года. У Винера есть ВНЖ и в Германии, где Усманов владеет внушительной недвижимостью.

Примерно в 15 минутах езды от виллы – квартира, принадлежащая сестре Усманова. Гульбахор Исмаилова купила квартиру в Юрмале за полмиллиона долларов США в мае 2014 года. В типичном здании для покупателей ВНЖ на проспекте Дзинтару, 13/15 – таких однотипных домов много на этой улице. Дома в бело-коричнево-бежевой цветовой гамме, большие панорамные окна, на верандах и балконах шезлонги ждут лета, а зимой на заснеженных дорожках заднего двора нет даже следов.

На основании этого имущества Исмаилова и её муж получили латвийские «золотые визы», но не обновляли их с 2016 года. Квартира в Юрмале до сих пор находится в её собственности.

В пресс-службе Усманова заявили, что он никогда не получал активы от правительства России и не участвовал в приватизации, а покупал их на вторичном рынке или в результате успешных инвестиций. Он подарил деньги своей сестре Гульбахор как члену семьи, и вопрос о том, как их тратить, она решает самостоятельно. Со своим пасынком Натаном Винером Усманов не общается ни лично, ни по бизнесу, поэтому нет оснований подозревать, что недвижимость куплена на деньги Усманова.

Европейский союз (ЕС), включая Усманова в санкционный список, охарактеризовал его как одного из самых уважаемых Владимиром Путиным олигархов, который представлял бизнес-интересы президента России и обслуживал финансовые потоки.

Однако санкции щадят компании, в которых Усманов владеет менее чем половиной акций, и не распространяются на членов его семьи. Следовательно, имуществу семьи в Латвии пока ничего не угрожает.

Семья Николая Токарева

Николай Токарев – соратник Путина ещё со времен КГБ. Оба работали в 1980-х в Дрезденском подразделении спецслужбы. В настоящее время возглавляет одну из важнейших государственных компаний «Транснефть», которая транспортирует 90% добытой в России нефти.

«Транснефть» финансировала и так называемый дворец Путина в Геленджике, который лидер российской оппозиции Алексей Навальный назвал «самой большой взяткой в мировой истории».

Благодаря своему положению в близком кругу Путина семье Токарева удалось нажить внушительные активы как в России (США оценивают их собственность в Москве в 50 млн долларов США), так и в Европе (Хорватия и Латвия). Некоторые из них формально принадлежат дочери Токарева Майе Болотовой. После вторжения в Украину Токарев лично был включен в санкционные списки ЕС и США, а Канада распространила санкции также на его жену и дочь. 

Дочь Токарева Майя Болотова с мужем Андреем в феврале 2015 года почти за миллион евро купили квартиру площадью 185 квадратных метров в Юрмале, на проспекте Булдуру, 19, свидетельствуют данные Земельной книги.

В настоящее время Майе Болотовой в Латвии формально ничего не принадлежит. Квартира в Булдури прошлым летом переписана на бывшего мужа Андрея, а принадлежавшая ранее обоим фирма «Dzintaru 34» находится в процессе ликвидации. В основном состояние было приобретено в браке, в том числе благодаря договорам фирмы Болотова с «Транснефтью».

Семья Мазепиных

Фирма «Dzintaru 34», частично принадлежащая Болотовым, когда-то владела в Латвии двумя объектами недвижимости – на просп. Дзинтару, 34 в Юрмале и в тихом центре Риги, на ул. Элизабетес, 3.

Одна из квартир в элитном доме принадлежит Никите Мазепину – сыну Дмитрия Мазепина, российского промышленного магната и владельца компании минеральных удобрений «Уралхим». Никита Мазепин – автогонщик, пилот команды «Haas» в «Формуле-1», но теперь из-за санкций исключён из команды. Команда отказалась и от спонсорства Дмитрия Мазепина. 

Просторную квартиру площадью 101 кв. м в тихом центре Риги Мазепин-младший купил в сентябре 2015 года за неполных 708 тыс. евро. Поскольку санкции ЕС распространяются и на отца, и на сына, запрет на продажу наложен и на эту квартиру, и на собственность частично принадлежавших Мазепину-старшему предприятий на терминале минеральных удобрений в Рижском порту (где его деловыми партнерами были латвийские олигархи Андрис Шкеле и Айнар Шлесерс) и доли капитала в «Ventamonjaks».

Пётр Авен

Латвийским ответственным органам пришлось изрядно помучиться с замораживанием активов попавшего под санкции Петра Авена, имеющего двойное гражданство России и Латвии, поскольку ранее никогда не возникало ситуации, когда нужно замораживать не только банковские активы, но и недвижимость, доли капитала предприятий и вертолёт. Активы Авена были заморожены только более чем через две недели после введения санкций.

Авен внесен в санкционный список ЕС как один из ближайших к Путину олигархов, с которыми он регулярно консультируется. Авен и второй совладелец «Альфа-групп» Михаил Фридман предпринимали различные усилия для снятия Западом антироссийских санкций.

В Латвии выявлено 18 объектов недвижимости, принадлежащих Авену, но речь пойдет в основном о двух. 

Один из них – здание на ул. Валдемара, 19 в Риге, которое формально принадлежит его благотворительному фонду «Поколение» и где он собирался создать музей для своей коллекции фарфора и произведений искусства. Второй – примерно 60 гектаров в Лаздонской волости, где в Клауги находится только что построенное на месте советской базы отдыха имение Авена. Часть земли принадлежит самому Авену, часть – его компаниям, а часть арендована у Latvijas Valsts meži в Лаздонской и Праулиенской волостях (в целом 106 га леса).

Договоры аренды Latvijas Valsts meži расторгло через неделю после введения санкций. На предприятии подтвердили, что впервые столкнулись с такой ситуацией. 

На прошлой неделе итальянская полиция арестовала виллу Авена на Сардинии, где ему принадлежала только треть стоимостью 4 млн евро. На его имущество в Лондоне также наложен арест.

Михаил Фридман

Партнер Авена по «Альфа-групп» и «LetterOne» Михаил Фридман попал под санкции ЕС как высокопоставленный российский финансист, обеспечивающий деятельность окружения Путина. 

Ему через кипрские и латвийские компании принадлежит перестроенное здание санатория в Юрмале, на ул. Эрглю, 2, которое преобразовано в 17-квартирный дом у самого моря. Прошлым летом здание еще рекламировалось на рынке недвижимости как самая дорогая новостройка в странах Балтии стоимостью от 15 000 евро за квадратный метр.

Двухуровневую резиденцию площадью почти 600 квадратных метров там купил и сам Фридман (за 5,6 млн евро) – говорил, что для родителей. В настоящее время имущество арестовано и с ним ничего нельзя сделать, свидетельствуют данные Земельной книги. 

В попавшей под санкции недвижимости могут жить ее владельцы, но ее нельзя сдавать в аренду. Однако из-за того, что банковские счета заморожены, а карты не работают, могут возникнуть трудности с оплатой повседневных расходов, если банковский регулятор не даст свое разрешение или установит слишком низкий лимит, пояснили Re:Baltica специалисты по санкциям.

И Фридман, который был одним из немногих российских крупных бизнесменов, публично выступивших против войны, и Авен заявили, что будут оспаривать санкции ЕС, поскольку считают их неоправданными. Оба отрицают наличие каких-либо “финансовых или политических отношений с президентом Путиным или Кремлем”. 

Семья Ротенбергов

Российский миллиардер, партнёр Путина по дзюдо Аркадий Ротенберг был одним из первых, кто получил ВНЖ в Латвии после введения программы в 2010 году, вложив средства в субординированный капитал банка.

Когда братья Ротенберги после аннексии Крыма попали в санкционный список США, потому что с благословения Путина получили миллиардные контракты и с «Газпромом», и в связи с Олимпиадой в Сочи, они продали свой «SMP bankа» – одно из самых маленьких кредитных учреждений в Латвии. Сейчас он называется «Industra bank». Среди претендентов на покупку были Шкеле и Шлесерс, но сделка не состоялась, сообщала тогда передача TV3 «Nekā personīga».

Однако у одного из Ротенбергов в Латвии осталось другое имущество – вилла «Safīri» в Гаркалне. Согласно Земельной книге, она по-прежнему принадлежит ООО «IMNI», где реальным бенефициаром является сын Бориса Ротенберга Роман. Однако, поскольку он находится в санкционном списке США, а не ЕС, латвийские власти не трогают это имущество. Правда, за виллу несколько раз не платили налог на недвижимость. Долг есть и сейчас, и самоуправление планирует взыскать его с собственника, подтвердили журналисту Re: Baltica в Гаркалнском волостном управлении.

Самолёт Романа Абрамовича

Латвийским властям впервые пришлось «замораживать» и самолёт. Вечером 27 февраля в Рижском аэропорту приземлился частный самолёт российского миллиардера Романа Абрамовича «Bombardier Global 6000». Он прибыл из аэропорта Внуково, пассажиров в нём не было, сообщили Re:Baltica в аэропорту.

Самолёт успел приземлиться до вступления в силу санкций ЕС, которые запретили связанным с Россией самолётам использовать воздушное пространство Евросоюза, пояснили в Администрации гражданской авиации (АГА). В день, когда ЕС включил Абрамовича в санкционный список, владельцы самолёта обратились за разрешением на полет в Стамбул.

АГА не дала разрешения, запросив информацию об истинном бенефициаре самолёта — он зарегистрирован на люксембургскую компанию Global Jet Luxembourg. Вечером 20 марта самолёт Абрамовича стоял в аэропорту «Рига» рядом с вертолётом, которым пользовался Авен.

Автор: Санита Емберга, Re:Baltica

В сборе данных принимала участие Инесе Лиепиня, Re:Baltica

Перевод на русский язык: LETA

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments