Министр юстиции Янис Борданс предлагает обсудить принятие закона о прекращении прославления коммунистического режима и русификации. Ещё один механизм Минюста — законопроект об ограничении двуязычия, который ограничит использование русского языка на рабочих и в общественных местах.
Закон против русских названий и топонимов
Задача закона – искоренить использование топонимов, прославляющих коммунистический тоталитарный режим и созданных для русификации территории Латвии и прославления России.
Борданс подчёркивает: в Латвии до сих пор много таких географических названий. Как аргумент он приводит преамбулу Конституции, обязывающую осуждать коммунистический тоталитарный режим. В ней говорится, что латвийский народ не признавал оккупационные режимы.
Закон, по мнению Борданса, восстановит историческую справедливость, а именно:
- предотвратит ложное, неточное и предвзятое освещение исторических событий;
- прославит достижения латвийского народа в борьбе за свободу и сопротивлении коммунистической тоталитарной оккупационной власти и проявит уважение к их жертвам;
- способствует пониманию обществом событий на территории Латвии до провозглашения независимости Латвии, в период борьбы за свободу, в межвоенный период, во время Второй мировой войны и в послевоенный период советской оккупации до фактического восстановления независимости Латвии.
Переименование будет финансироваться из государственных средств.
Закон об ограничении двуязычия в рабочей среде
По словам Борданса, этот закон станет результатом языкового референдума, проведенного в феврале 2012 года. Тогда 74,8% избирателей были против русского языка как второго государственного.
Но Борданс указывает: «Долгосрочные последствия русификации таковы, что закрепилась практика одновременного использования в повседневном общении и латышского, и русского — при оказании услуг, а также на рабочих местах».
Борданс пояснил, что использование языка, не являющегося официальным языком ЕС, следует запретить в местах розничной продажи товаров. Закон также может применяться к объявлениям о вакансиях, требующих знания русского языка.
«Этого следует избегать, за исключением определенных случаев, которые будут перечислены в законе», — считает Борданс.
Коснётся ли это автоответчиков, предприятий частного или госсектора, которые предлагают общаться не только на латышском, но и на русском языке? Борданс ответил, что это еще предстоит обсудить, но закон может применяться и к таким случаям.