Агрессивный сосед продолжает отравлять жизнь. Люди ищут юридическую помощь 

Агрессивный сосед превратил жизнь окружающих в кошмар. Это странно, но людям не могут помочь окончательно решить эту проблему ни полиция, ни медики... Рисунок Насти Гавриленко
Агрессивный сосед превратил жизнь окружающих в кошмар. Это странно, но людям не могут помочь окончательно решить эту проблему ни полиция, ни медики... Рисунок Насти Гавриленко

Жизнь в постоянном страхе на протяжении уже многих лет. Несколько семей страдают из-за поведения агрессивного соседа, и даже полиция не в силах им помочь. Они обращаются за помощью к читателям «Чайки»: возможно кто-то из них сумел решить подобную проблему или знает юриста, который мог бы помочь.

Год назад «Чайка» писала о сложной ситуации жителей одного подъезда пятиэтажного дома на ул. Минскас, 6а на Новом Форштадте. Их терроризирует неадекватный сосед, который постоянно угрожает кого-нибудь покалечить или убить. За этот год ничего не изменилось. Жители продолжают вызывать полицию, та в рамках своих полномочий действует, но ничего не меняется. Изолировать агрессора насильно не позволяет закон. 

Поддержи «Чайку»:

Кошмар продолжается

26 июля прошлого года Николая Варакуту решением суда забрали в психоневрологическую больницу на принудительное лечение. Это стало возможным только потому, что полицейское начальство «нажало на нужные рычаги», когда одна из пострадавших через знакомых обратилась за помощью. 

Два месяца люди жили спокойно, но потом сосед вернулся, и всё снова стало, как прежде. 

«Всё началось заново. Какое-то короткое время всё было тихо, но месяц или два назад ситуация обострилась, он снова с ножом поджидал людей в подъезде, одному соседу три недели назад разбил лицо», — рассказала Алёна, внучка одного из жителей подъезда в середине июля. 

Пострадавшие написали очередное заявление в полицию. Полицейские ловили агрессора несколько недель, и мужчина снова попал в психоневрологическую больницу, но только на две недели. 

«Потом он снова вышел, и всё началось снова. Мы просто в отчаянии, не знаем, что делать, куда обращаться. Живём в постоянном страхе и боимся за жизнь друг друга. Люди боятся выйти из дома, это какой-то кошмар», — рассказывает Алёна. По её словам, жители обращались к лечащему врачу своего соседа, и тот сказал им, что у мужчины даже нет никакой группы инвалидности, все его агрессивные проявления — следствие возрастных особенностей. На вопрос людей, почему агрессора так быстро выпустили, врач ответил: потому что мужчина добровольно согласился лечь в больницу. 

«Но это не так! Он не соглашался, полицейские его выслеживали, чтобы забрать, поймать, его привезли насильно, он был буйный», — говорит Алёна, отмечая, что сам Николай на контакт с людьми не идёт, не разговаривает, только произносит какие-то проклятия, когда к нему обращаются. 

Описание ситуации с просьбой прокомментировать её мы отправили в Министерство здравоохранения и Государственную полицию. 

Что говорят в Минздраве

В Министерстве здравоохранения ситуацию назвали сложной и посоветовали каждый раз, когда агрессивный мужчина угрожает или нападает, вызывать полицию.

«Поясняем, что назначение принудительного лечения не исходит только из аспекта обеспечения здравоохранения, а скорее, из правового аспекта — решение о принудительном лечении принимает суд, и критерии устанавливаются международными правовыми актами», — отмечает руководитель отдела коммуникации Оскарс Шнейдерс.

По закону, объясняют в Минздраве, помещение в больницу против воли пациента возможно только в определённых случаях, они оговорены в 68-й статье Врачебного закона:

  1. пациент угрожал или угрожает, пытался или пытается нанести себе или другому лицу телесные повреждения, либо насильственно обращается с другими лицами, и врач констатирует, что у пациента есть нарушения психического здоровья, вероятными последствиями которых могут стать серьёзные телесные повреждения для самого пациента или другого лица;
  2. пациент демонстрировал или демонстрирует неспособность заботиться о себе или лицах, которые находятся под его опекой, и врач констатирует, что у пациента есть нарушения психического здоровья, вероятным последствием которых может стать неотвратимое или серьёзное ухудшение здоровья лица;

Согласно закону, если во время оказания психической помощи констатируется, что необходимо помещение пациента в лечебное психиатрическое учреждение без его согласия, консилиум психиатров в течение 72 часов обследует пациента и принимает решение об оказании психиатрической помощи в  лечебном психиатрическом учреждении. Затем учреждение в течение суток информирует о данном решении районный (городской) суд, который, в свою очередь, после рассмотрения утверждает или оказывает в утверждении решения врачебного консилиума. 

Решением судьи в психиатрической клинике пациента против его воли можно держать до двух месяцев. Перед истечением данного срока консилиум повторно оценивает необходимость лечения в клинике. Если констатируется, что в продолжении лечения необходимости нет, то пациента выписывают. Если же консилиум врачей решает, что лечение необходимо, то данное решение принимается уже на срок до 6 месяцев, и о нём также информируют суд. 

Согласно Криминального закона, принудительное решение можно назначить и в качестве принудительного средства медицинского характера лицу, которое совершило преступное деяние. Если же характер данного поступка и психическое состояние данного человека не создают опасности для общества, суд может передать его под опеку близкому или другому лицу, которое будет за ним ухаживать. Если же опасность для общества есть, то могут быть применены принудительные средства лечения:

  1. амбулаторное лечение в медицинском учреждении;
  2. лечение в психиатрической больнице (отделении) общего типа;
  3. лечение в специализированной психиатрической больнице (отделении) с охраной.

Что говорят в полиции

От Государственной полиции ответа пришлось ждать месяц после нескольких напоминаний. Илзе Юревица, заместитель руководителя отдела общественных отношений, отметила, что если работа полиции связана с возможно душевно неуравновешенными или психически больными людьми, то независимо от их состояния здоровья, такая работа основана на порядке, установленном в законе. 

Полиция действует в рамках своей компетенции — выезжая на место событий по вызову, полицейские предотвращают правонарушения, принимают соответствующие решения и начинают административные или криминальные процессы. Если лицо совершило правонарушение, за которое предусмотрена уголовная ответственность, то вместе с уголовно-процессуальными методами полиция может потребовать экспертизу о психическом состоянии лица и в отдельных случаях, если это допускает заключение экспертизы, решать вопрос о принудительном лечении лица. 

В большинстве случаев действия таких лиц, скорее, неприятны или беспокойны для общества, это фактически разного рода административные нарушения, в отношении которых у полиции нет полномочий проводить какие-либо действия в связи с определением или ограничением психиатрического состояния человека.

В полномочия полиции не входит «изоляция от общества» таких больных людей, отмечают в ведомстве и советуют дискутировать на эту тему со специалистами Министерства здравоохранения.

Нужна помощь юриста

Алёна говорит, что они всё и делают так, как советуют в полиции и министерстве — вызывают полицию: «А что нам еще остаётся? Замкнутый круг, по которому мы ходим много лет. Из ответа министерства получается, что всё зависит от врачей». 
Жители подъезда, страдающие от агрессивного соседа, сейчас заняты поиском юриста, который мог бы взяться защищать их интересы. Они обращаются за помощью к читателям — возможно, кто-то был в похожей ситуации или кто-то может посоветовать компетентного специалиста, который специализируется на делах подобного характера. 

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments