Много лет назад Эрика подозревали в звонке про «заложенную бомбу», он начинал свою трудовую деятельность с отбивания кирпичей по 1 сантиму за штуку и радовался, если на карточке «Максима» были копейки. Cегодня Эрик поставил на ноги несколько бизнесов, гордится тем, что создал план гражданской обороны для Даугавпилса и имеет планы по инвестициям в наш город.
Харизматичный и успешный, бывший даугавпилчанин Эрик Бейнарович, рассказал «Чайке» о своём пути, бизнесе и о том, что планирует открыть в Даугавпилсе автосервис самообслуживания.
Бунтарь, оторва, трудный подросток
В 1986 году по телевизору показывали выступление новоизбранного лидера СССР Михаила Горбачёва, музыкальными хитами были песни «Прости, поверь» Аллы Пугачёвой и «Лаванда» Софии Ротару. В СССР вышел фильм Кин-дза-дза, а в США «Девять с половиной недель». Американские техники создали первый портативный компьютер «лэптоп», мир обсуждал катастрофу на Чернобыльской АС. В Даугавпилсе открыла свои двери новая Центральная городская больница в Стропах, а в обычной семье преподавателя математики и медсестры детского сада 13 февраля родился сын — Эрик.
Отца не стало, когда парню было 16 лет. «Я думаю, что эту историю надо писать про мою маму, а не про меня», — говорит Эрик. Он очень благодарен ей за целеустремленность и железный характер, восхищается тем, как многого она добилась в жизни, оставшись одна с трудным подростком.
Учился Эрик в Даугавпилсской 9-й школе. «На тот момент это была одна из лучших школ. Я был очень непростой подросток. И когда в школу поступил звонок о том, что там заложена бомба, меня и моих друзей заподозрили в первую очередь. Но школа очень много мне дала, и из всех знакомых и друзей моего возраста, кто вышел из этой школы, я не знаю ни одного человека, который бы чего-то не добился», — с благодарностью вспоминает Эрик свои школьные годы.
Важную роль в жизни мальчишки сыграл и любимый тренер по волейболу. «Борис Чалокян где-то заменил отца, он сумел воспитать во мне дисциплину и заставил поверить в себя, когда дал шанс играть в юниорской сборной Латвии».
О первых заработках
Волейболист из Эрика не вышел, но там он заработал свои первые деньги. «На отборочном чемпионате Европы мне выплатили 45 латов, огромные для меня деньги, и я купил свой первый телефон. Дальше в течение двух лет телефон продавал, покупал дороже, опять продавал, в итоге я дорос до какого-то очень хорошего телефона. Не помню, чем это закончилось, но это была моя первая предпринимательская деятельность».
С улыбкой Эрик вспоминает свою первую работу. «У меня был друг постарше, который не хотел идти учиться после школы. Его отец — участковый, подогнал ему работу. Мы отбивали кирпичи. За отбитый и очищенный кирпич обещали 1 сантим. За неделю мы наотбивали на 3-4 лата, которые нам не выплатили. Сейчас я, как взрослый человек, понимаю, что, скорее всего, это был воспитательный момент, но это был хороший урок».
На второй работе Эрик копал траншеи. Платили побольше — 50 сантимов за метр. «Я зарабатывал 90 латов в месяц, и это была неплохая сумма по тем временам, но адский труд».
В 2004 году Латвия вошла в Евросоюз. Появилась возможность ездить на заработки за границу. На летних каникулах в 11 классе Эрик поехал в Англию. Там ему пришлось помёрзнуть в холодильнике на куриной фабрике, потом раскладывать письма в конверты, а ещё через какое-то время он устроился мерчендайзером — ездил по городам и раскладывал товар по полкам в магазинах. «За это платили 300-320 фунтов в неделю, и я почувствовал вкус денег. Покупал одежду, тусил, привёз денег домой и весь 12-й класс чувствовал себя вполне неплохо. Но деньги имеют свойство заканчиваться, а амбиции у меня были — как у миллионера».
О решении, которое привело к успеху
После 12 класса Эрик поступил в РТУ и параллельно в банковскую школу в Риге. Но денег не было, а учиться и жить в Риге было непросто. Друг предложил поступить в пожарный колледж. «Там была очень мужская атмосфера, строгая дисциплина, близко к армии».
После колледжа парень получил звание лейтенанта, устроился на работу в Первую рижскую пожарную часть около Центрального рынка. «Я был командиром взвода с подчинением 10-15 человек, — вспоминает Эрик. — Мне был 21 год, а моим подчинённым 30-35 лет. Это был очень серьёзный жизненный опыт отношений с людьми, руководящей работы, чувства ответственности. Наша часть находилась в районе, где постоянно было много выездов, и в таком бешеном режиме я отработал года три».
Эрик говорит, что это была работа, в которой он ощущал, что делает что-то очень важное. «У меня было глубокое чувство удовлетворенности, несмотря на небольшие заработки».
В один момент Эрик по разным причинам решил уйти из пожарной части в пожарную инспекцию. Чувствовал желание двигаться дальше, не нравился график — сутки через трое, не было понятно, куда девать три свободных дня. А возможно, это была интуиция, ведь человек, который пришёл на его место в пожарную часть, вскоре погиб во время обрушения «Максимы» в Золитуде…
Во время работы в пожарной инспекции Эрик закончил университет, а также новая работа помогла наладить много контактов, которые очень пригодились в будущем.
Но «амбиции миллионера» и мысли о собственном бизнесе не оставляли молодого мужчину, из пожарной инспекции он ушёл.
О пожарной безопасности, оборудовании и чистке вентиляции
Первым шагом к собственному делу стало собеседование в крупной компании Латвии по проектированию в области пожарной безопасности. «Вилнис Пулькис увидел во мне перспективы, взял меня на работу и параллельно предложил открыть свой бизнес по эксплуатации и монтажу в сфере пожарной безопасности. Можно сказать, что этот человек ввёл меня в бизнес, был наставником, и я безмерно ему благодарен за всё, чему научился».
Эрик вместе со своим братом по отцу — Александром, открыл фирму SIA SELS. «Я совсем его не знал до 26 лет, а оказалось, что у нас очень много общего. Я был тем человеком, кто хорошо знал законодательство и имел большой круг знакомых, а он был тем, кто мог всё сделать физически», — рассказывает Эрик.
Это было вскоре после обрушения «Максимы». Эрик вспоминает, что только трагедия заставила общество задуматься о безопасности зданий. «Телефон был «красный», всем нужны были аудиты и обеспечение пожарной безопасности на предприятиях».
Через год работы фирме Эрика предложили большой объект — теннисный корт. «Нужно было смонтировать все системы, связанные с пожарной безопасностью. Было очень страшно, но мы согласились и это сделали».
Сегодня у Эрика уже четыре фирмы, в которых работают около 40 человек. Это SIA SELS, занимающаяся обслуживанием огнетушителей и оформлением инструкций, и SIA SELS SYSTEMS — монтаж и проектирование систем пожарной безопасности, SIA DS4V — занимается чисткой вентиляции, BF Group — компания, которая предоставляет услуги по охране труда и стройнадзора в сфере пожарной безопасности, а также юридические консультации и пожарные аудиты.
Один бизнес, говорит Эрик, вытекал из другого. Так, например, одним из требований при соблюдении правил пожарной безопасности является чистка вентиляции, бизнесмен начал заниматься и этим направлением.
Среди клиентов — IKEA, аэропорт «Рига», Lidl, в Даугавпилсе — Ditton, Latvijas Maiznieks, Ingrida, Даугавпилсская дума. Компания Эрика разработала план гражданской обороны для Даугавпилса, чем он очень гордится.
Кроме того, Эрик является членом правления пожарной ассоциации Латвии. «Это некоммерческая организация, представители которой отстаивают интересы бизнеса и участвуют в создании законодательства в сфере пожарной безопасности», — рассказывает он.
Справляться с таким количеством дел Эрику помогает опыт работы в пожарной части. «Там всё было чётко и структурировано, строгая субординация. Я перенёс этот принцип в бизнес. Есть несколько человек, с кем я общаюсь, и под этими людьми уже выстраивается структура».
Экономить время и использовать его более эффективно научила Эрика и пандемия — все мы научились работать дистанционно, решать важные вопросы по телефону и онлайн. И ещё важный момент — это надёжный коллектив профессионалов: «Если честно, я понятия не имею, сколько часов в день работают мои сотрудники и где они находятся, я им доверяю, и для меня главное, чтобы работа делалась, слежу только за показателями».
О планах в Даугавпилсе
Эрик говорит, что очень любит родной Даугавпилс и хочет делать и здесь что-то полезное и нужное. Обсуждая это с братом по матери — Эдгаром, жизнь которого связана с автомобилями, пришли к идее создать в городе первый автосервис самообслуживания. Эрик на аукционе получил права на здание рядом с CSDD (ул. Крауяс, 1А к-1), которое планирует оборудовать для этих целей.
Приезжая сюда, владелец машины сможет арендовать бокс с необходимыми инструментами, использовать подъёмник, заказать автозапчасти и при необходимости обратиться за консультацией.
«Мы пока ещё не понимаем, примет ли город эту историю с самообслуживанием в Даугавпилсе, мы планируем начать, попробовать, и уже со временем будет понятно, кто наша целевая аудитория и как развиваться дальше. У нас уже есть план по расширению и возможность привлечь инвестиции в том случае, если городу это будет интересно», — рассказывает предприниматель.
«Это они меня сделали»
Эрик говорит, что никогда не стал бы тем, кто он есть, без людей, которые поддерживают его. С большой нежностью он говорит о своей жене Санте, с которой он познакомился, когда работал пожарным и «денег совсем не было». «Мы вместе считали, сколько копеек у нас на карточке «Максима», — улыбаясь вспоминает он.
Появление в жизни Эрика любимой женщины заставило его стать другим. «Всё изменилось в моей жизни, когда она появилась. Я наслаждался тем, что дома меня ждут, у меня появилось чувство ответственности, желание заботиться и идти вперёд. Львиная доля того, что я имею, принадлежит ей». Символично, что Санта родила Эрику сына в День пожарного и спасателя — 17 мая.
Благодарен Эрик и многим другим людям, которые сыграли важную роль в его жизни.
«Я никогда не стал бы тем, кем стал, без всей этой армии людей, которые со мной рядом и поддерживают меня. Моей мамы, моей жены и её замечательных родителей, родственников, моего тренера, моих друзей, моего наставника в бизнесе. Это они меня сделали. И большой вопрос, кому повезло больше, тому, у кого изначально было много денег, или тому, у кого такое окружение, как у меня».