Сейм решил не отправлять агрессивных школьников на домашнее обучение 

ученики
Переводить проблемных учеников на домашнее обучение не считают лучшим решением. Иллюстративное фото: Pexels.com

Сегодня, 12 октября, Комиссия Сейма по образованию, культуре и науке решила изъять из поправок к Закону об образовании спорный пункт, что детей, которые оказывают физическое и эмоциональное воздействие на других учеников или педагогов, должны отправлять на домашнее обучение.

По просьбе президента

Об изъятии поправок комиссию попросил сам президент Латвии Эгилс Левитс. По его мнению, домашнее обучение для таких детей практически невозможно и будет означать фактически прекращение получения образования.

«Мы как общество не поможем просто списать тех детей, у которых есть склонность к эмоциональному и психологическому насилию. Им тоже нужна поддержка и помощь, чтобы они могли получить образование и успешно социализироваться, преодолев свои проблемы. Это в наших общих интересах», — заявил Левитс в письме комиссии.

Внимание президента привлекала и критика поправок со стороны омбудсмена, Министерства юстиции, Инспекции по защите прав детей, а также со стороны разных общественных организаций.

Кроме президента, 30 неправительственных организаций отправили письмо Сейму с призывом отказаться от этих спорных поправок. Авторы письма призвали школы бороться не с детьми, а за достаточную поддержку для учеников и создание безопасной для всех среды.

Недостаточное понимание проблемы и неправильные решения

Авторы письма разъяснили, почему поправки их не устраивали. Во-первых, школа будет ждать повторного случая агрессии со стороны ребёнка, прежде чем принимать активные меры. Во-вторых, в период, когда ребёнка за повторное агрессивное поведение в школе отправят на домашнее обучение, высок риск отставания ребёнка в освоении образовательной программы.

Также дети могут подвергаться гораздо большей степени опасности со стороны рисков в семье и в «уличной» среде. Это создаёт риск роста детской преступности и увеличения числа беспризорников.

«Получается, если ребёнок пару раз вёл себя в школе агрессивно и его отправили на домашнее обучение, а затем он продолжит вести себя буйно, его не пустят в школу ещё на месяц и более. Потому что нет критериев, сколько раз мы можем «отправлять» ребёнка учиться в другое место.

Это объясняется как механизм, который может быть полезен в крайних случаях, ведь случаи агрессивного поведения могут быть разными — от первоклассников, ещё не освоивших навыки социализации, до более серьёзных ситуаций. Но поскольку отсутствуют критерии оценки агрессивного поведения, многих детей могут выслать из школы. Вопрос: сколько детей мы оставим за школьными дверьми?» — пишут авторы письма.

Изоляция — худшее из возможных решений

Почёму ребенок может вести себя агрессивно? Поведение не является врожденным. В письме подчёркивают: поведение формируется средой, в которой ребёнок находится. «Насколько среда в семье, детском саду, школе соответствует медицинским, учебным и социальным потребностям ребёнка. И эту среду создают взрослые. Если поведение ребёнка неадекватное, это явный сигнал о том, что окружающая среда не подходит для его нужд», — говорят авторы письма.

Также дети сами могли страдать от насилия или других травмирующих событий: «Есть дети, у которых трудности только в одной среде – например, дома все хорошо, а в школе трудности или наоборот. Есть также дети, которые испытывают трудности во всех средах — и дома, и в школе, и это говорит об одном — у семьи ребёнка не было достаточных ресурсов, чтобы помочь ему.

Школа может быть единственным безопасным местом в жизни ребёнка. Поэтому худшее из возможных решений — изолировать ребёнка в среде, где ему не окажут помощь в случае затруднений. В краткосрочной перспективе мы на время избавимся от проблемы (ребёнка), но в долгосрочной перспективе это приведет к ещё большему росту насилия».

Неправильно со стороны учителей

Также в письме отметили, что поправки могут использовать неправильно со стороны учителей: «Достаточно несколько раз уличить детей в агрессивном поведении и тогда от них можно будет хотя бы на время «избавиться» — им больше не придётся утруждать себя с инклюзивным образованием, повышением знаний персонала и улучшением окружающей среды».

Проблема не в детях

Авторы письма подчеркивают: проблема не в тех детях, которых мы должны «выметать» из школ.

Поведенческие проблемы ребёнка — это сигнал к действию. Если его вовремя заметить, школа может принять соответствующие меры, возможно, помогая системе образования реагировать на потребности ребёнка, на которые семья не может реагировать. Для этого нужны достаточные ресурсы поддержки, чтобы сделать школу безопасной и уважительной средой для всех.

Авторы письма считают, что важны:

  • Заинтересованность руководства школы в решении проблем насилия в превентивной форме на всех уровнях взаимоотношений – уже при первых признаках затруднений.
  • Чёткая подготовка педагогов по причинам агрессии, диагностике особых потребностей и соответствующему педагогическому вмешательству.
  • Чёткие алгоритмы действий образовательных учреждений по решению случаев насильственного поведения как в школьной среде, так и во взаимодействии с другими учреждениями.
  • Своевременное, целенаправленное сотрудничество со вспомогательным персоналом, муниципальными группами сотрудничества, социальными службами и сиротскими судами.
  • Необходимо собрать объективные данные, отражающие потребности детей, чтобы муниципалитеты могли должным образом организовать комплексную систему поддержки.
  • Исследование зарубежного опыта профилактики, реагирования, поддержки в случаях насильственного поведения в образовательных учреждениях.

Мнение психиатра Никиты Безбородова о том, почему перевод на домашнее обучение может усугубить состояние ребёнка, можно прочитать здесь.

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments