Четыре семьи оказались в ловушке из-за непроходимой дороги — яма на яме, ни пройти ни проехать. Мало того, владелец прилегающей к дороге земли «выбегает с топором и разгоняет работников, которые пытаются срубить кусты», разросшиеся по одной стороне дороги. А с другой стороны его владения охраняет электрический пастух.
Председатель волости Бригита Василевска говорит, что денег на ремонт дороги нет, юрист Аугшдаугавского края молчит. Министерства несколько недель посылали нас от одного к другому. И всё же мы попыталась разобраться, кто виноват и что делать людям с этой бедой.
«Молоковоз уже отказался ехать, не дай бог скорая понадобится…»
Александра с мужем и ребёнком живёт в Свентской волости. Недалеко от них — ещё три семьи. Чтобы добраться до дома, им нужно проехать участок дороги, которая обозначается в регистрах как дорога «Akoti-Sējēji» Аугшдаугавского края Свентской волости.
«Когда сухо, ещё как-то можно проехать, царапая машину, а если дождь или снег, ну совсем невозможно, даже пешком. К нам молоковоз уже отказался ехать, а не дай бог скорая понадобится», — сетуют жители.
Мы с Александрой поехали вместе, чтобы посмотреть, в чём дело. У Александры машина с высокой подвеской, и она еле проехала в сторону дома. Я же на своей «малышке», у меня Nissan Almera, была уверена, что там её и оставлю.
«Знаем, что надо ремонтировать, но пока нет денег», — сказала председатель Свентской волости в разговоре по телефону с «Чайкой».
Ситуация — не позавидуешь…
Новость, что нет денег на дороги — это совсем не новость в Латгалии, и если бы только в дороге было дело, можно было бы и пережить, ямы объехать, на кочках притормозить. Нашим людям не привыкать.
Но беда не только в этом. Дорогу окружают владения, хозяин которых не считает нужным регулярно подстригать кусты. Кроме того, с другой стороны его территорию охраняет электрический пастух, которого он установил прямо вдоль дороги.
Ситуация — не позавидуешь: будешь объезжать яму на дороге с левой стороны — поцарапаешь машину о кусты, с правой — электрического пастуха заденешь. А если начинается дождь или снег, то люди без машины попадают в ловушку, потому что дорогая размывается так сильно, что пройти и обойти просто негде.
«Выбежал с топором и всех разогнал…»
Жители уверены, что самоуправление Свенской волости и владелец кустов с пастухом нарушают законодательство, но как повилять на них, не знают.
«Мы много раз писали в волость просьбу что-то сделать с нашей дорогой. Из волости приезжали, смотрели, но ничего не делалось. Мы также разговаривали с хозяином земли вдоль дороги, просили перенести пастуха дальше от обочины, чтобы машины его не цепляли и можно было бы скосить траву на обочине. Но владелец не хочет, чтобы машины ездили по его полю».
Это странно звучит, но на наш вопрос председателю волости о том, почему нельзя обрезать кусты, ведь дорога общего пользования должна содержаться в надлежащем порядке, нам ответили, что волость отправляла работников спиливать ветки, «но владелец выбежал с топором и всех разогнал».
Дозвониться до хозяина и спросить «Почему???», нам, к сожалению, не удалось.
Кстати, то ли случайно, то ли нет, но в день звонка «Чайки» в волость, ветки вдруг стал кто-то спиливать. Пять лет не спиливали, а тут вдруг именно в этот день.
А вчера, 11 октября, нам написала Александра, что «сегодня измеряли посадку дороги» и что «моему свёкру сказали, что дорогу будут делать в следующем году».
«Обращайтесь в самоуправление Аугшдаугавского края»
Занимаясь этой проблемой, мы также написали письмо в Latvijas Valsts ceļi и получили разъяснение, что этой дороге присвоен класс D, и дороги этого класса ремонтируют по усмотрению владельца дороги и в рамках доступного финансирования. То есть, решать вопрос должно руководство Свентской волости и Аугшдаугавского края.
Также в Latvijas Valsts ceļi пояснили, что размещение электропастухов вдоль автомобильной дороги не должно препятствовать её эксплуатации и обслуживанию, а также создавать угрозу безопасности движения. Это регулируется законом о дорожном движении, 82 статьей. А за нарушение этого правила предусмотрено административное взыскание в размере от 70 до 350 евро.
В Latvijas Valsts ceļi посоветовали жителям обратиться с заявлением о действиях и бездействиях ответственных лиц в самоуправление Аугшдаугавского края. «Чайка» передала этот совет Александре и будет следить за развитием событий. Тем более, что, судя по сообщению Александры, после вмешательства «Чайки» дело сдвинулось с мёртвой точки.