«Россия сейчас — очень травматизированная, разделённая страна», — Славой Жижек

Философ Славой Жижек. Фото: Фёдор Ратников/theoryandpractice.ru
Философ Славой Жижек. Фото: Фёдор Ратников/theoryandpractice.ru

Славой Жижек — один из самых известных современных левых философов. Он последовательно и страстно критикует современный капитализм и неолиберализм. После начала войны в Украине Жижек заявил, что к этой войне некорректно подходить с исключительно пацифистской позиции, и призвал западные страны увеличить поставки оружия Киеву.

Читай нас в Telegram

Позицию Жижека не слишком одобряют западные левые интеллектуалы. Многие из них симпатизируют Путину либо считают, что в этом конфликте «виноват Запад». В интервью изданию «Медуза» Жижек рассказал, что его пугает в РФ, какой он представляет идеальную Россию и в чём видит проявления неофашизма.

Неконтролируемый предел влияния

На вопрос, что больше всего пугает в современной России, Жижек сказал, что это неконтролируемый передел влияния.

«Некоторые люди смотрят на это с надеждой — якобы олигархи бросают Путина, ближайшие союзники покидают его. Я им отвечаю: это только множит опасность! Такая борьба за власть не обладает даже чертами институционализированного конфликта, где есть, например, правые с более националистическими представлениями, либеральная партия, левая и так далее. Вместо этого есть столкновения между олигархами и силовыми группировками, которые довольно открыто это демонстрируют в своих медиаресурсах», — говорит философ.

Как пример он приводит владельца ЧВК Вагнера Евгения Пригожина и Минобороны РФ во главе с Сергеем Шойгу. «Пригожин ещё и продвигает идею, что ЧВК Вагнера — самая эффективная группировка на фронте.

Это же парадокс — провластные наемники утверждают, что они лучше регулярной армии! Ну разве может нормально функционирующее государство такое себе позволить?

Это меня очень беспокоит».

Пугающая идеология

Вторая вещь, которая пугает Жижека, заключается в «идеологической подоплеке».

«Не надо недооценивать материальную силу идеологии. Посмотрите на нацизм: антисемитизм был идеологией, которая обладала отвратительными, практическими, конкретными последствиями — миллионы смертей, разрушенных семей и травмированных на всю жизнь людей.

Это меня просто поражает: практически до самых последних дней Второй мировой войны, когда Германия уже очевидно проигрывала, Холокост всё равно продолжался.

Я боюсь повторения этого… Не ведитесь на прагматические аргументы об отсутствии силы у идеологии. Большинство людей — циники, которые не относятся к ней серьёзно. Но она все равно работает. Даже если её игнорировать, даже если смеяться над ней», — говорит Жижек. 

Также философ не скрывает: идеология Путина и людей вокруг него довольно легко считывается — это неофашизм. «К нему относятся и имперские заявления про возвращение земель, и агрессивная внешняя политика, и опора на олигархов», — говорит философ и подчёркивает, что несмотря на это, «старые левые всё еще думают, что главные империалисты — это США и Западная Европа» и «всё ещё цепляются за веру в то, что Россия борется с глобальным империализмом».

О коллективной ответственности

На вопрос, разделяет ли Жижек идею коллективной ответственности россиян за войну, философ ответил:

«Я не против России и россиян, среди них множество прекрасных людей, которых я ни в чём не виню…

Россия сейчас — очень травматизированная, разделённая страна.

Официальный дискурс становится более радикальным, можно вспомнить выступление путинского пропагандиста Владимира Соловьёва о том, что жизнь переоценена. И большинство людей просто напугано. Нельзя отвергать Россию как страну. Поддерживающая Путина толпа даже не сама аплодирует: ей говорят, что делать».

Жижек надеется, что «мы ещё увидим процессы демократизации» в России.

Идеальная Россия

Идеальная Россия в представлении Жижека — это «восточная версия Европейского союза».

«Я думаю, что ЕС — довольно эффективная система институтов. России нужна похожая кооперативность, которая бы строилась на уникальной открытости культур. Такой плюрализм будет идеален и для России, и для русских», — считает Жижек. Философ полагает, что за счёт того, что «русское большинство позволит другим народам процветать, оно будет восприниматься не как угнетатель, но как гарант безопасного пространства для остальных».

Полную версию интервью философа Славоя Жижека можно прочитать здесь.

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments