В начале весны весь мир наблюдал за акциями протеста, которые проходили в Тбилиси. «Чайка» неоднократно публиковала материалы на эту тему. А несколько дней назад наш журналист поговорил с коллегой из регионального независимого медиа Грузии Kvemo Kartli Media Манон Бокучавой, чтобы узнать, что же на самом деле происходило на улицах в грузинской столице. Из-за чего вышли люди на протест и чем плох тот закон, который пытаются принять власти, и против которого даже президент Грузии.
Манон, что происходило в начале марта в Тбилиси?
Так случилось, что наше правительство, которое и до нынешних акций протестов делало шаги по сближению с Россией, решило, что сейчас самое время принять ещё один проект в интересах Москвы.
Это закон, который по своей сути очень похож на те, что есть в России и в Беларуси по признанию отдельных организаций «иностранными агентами».
Эта инициатива была инициирована в Парламенте группой депутатов, которые вышли из правящих партий. И после выхода они создали свою новую партию.
Автор нынешнего закона — бывший омбудсмен Грузии Созас Субари. Он — бывший член правящей партии, которая и вышла из состава правительства. Удивительно, что такой ужасный закон предлагает принять человек, который очень хорошо знает о правах человека.
И в этом кроется суть проблемы: независимые медиа и гражданское общество критикуют их. Под особым наблюдением — то, на что они тратят деньги, и какие у них взгляды на внешнюю политику страны. И это — серьёзная проблема. Мы очень стараемся стать членом Европейского союза, и, в отличие от нашего правительства, для обычных граждан Грузии это важно.
Я, как журналист, никогда не давала себе повода и права протестовать. Но в этот раз даже позволила, потому что этот законопроект напрямую касается медиа. А ещё, под этот закон попадает и гражданское общество, например, студенты, которые очень активно пользуются грантами на обучение, которые выделяет Европейский союз.
Люди вышли на протест. Депутаты в одном из чтений проголосовали против, но на этом наша борьба не закончилась. Власти сказали, что они будут больше общаться с народом, чтобы разъяснить, зачем нужен этот закон. Этот шаг мы воспринимаем, как начало информационной войны против нашего стремления в Европейский союз.
Для читателей «Чайки» объясните, чем плох этот закон?
Этот закон плох тем, что власти все неправительственные организации и независимые СМИ записали под влияние какой-то страны. Хотя реально никакого влияния на нас нет. Наши доноры, которые поддерживают наши инициативы, делают это всё для того, чтобы Грузия стала демократической страной.
Никто и никогда не вмешивался в редакционную политику нашего издания. Правительство хочет демонизировать нас перед обществом и сказать, что мы — агенты, которые делают плохие дела. Это не так.
Расскажите, а на каком уровне независимая пресса в Грузии и есть ли государственные СМИ?
Да, есть пропаганда. Проправительственные СМИ занимаются манипуляцией, подтасовкой фактов и всем чем могут, чтобы поддерживать правящую партию.
Ещё есть организации, которые за оппозицию. А есть медиа, которые не выбирают стороны, а просто служат обществу. Ведь для журналиста самое главное — это права человека.
В Грузии также есть независимые русскоязычные СМИ, которые делают грузины.
Предусмотрена ли какая-то ответственность в рассматриваемом вашим правительством проекте для редакций и читателей? Так, если ты читаешь независимую прессу в Беларуси, то тебе может грозить даже уголовный срок.
Пока в этом законе не указаны репрессивные меры в отношении читателей независимых средств массовой информации. Но те люди, которые представили этот законопроект, сообщили, что после будут рассматриваться и иные законы на эту тему.
И это очень волнующие знаки для нас. Нам кажется, что если правительству удастся принять этот закон, то следующим шагом, возможно, будет и ограничение свобод читателя.
И в Беларуси, и в России есть ужасные примеры того, как за лайки и репосты люди получили уголовные сроки. Есть ли такая практика в Грузии?
К счастью, пока нет. Но мы опасаемся, что скоро подобные судебные дела будут и в нашей стране. Знаю, что отдельные силовые блоки уже контролируют лайки и репосты в социальных сетях, поэтому административная или уголовная ответственность для читателя независимого медиа — логический шаг для правительства.
Блокируют ли власти Грузии какие-нибудь социальные сети?
Пока доступ не ограничивают. Но у нас проблема в том, что власти всячески поддерживают СМИ, которые популяризуют взгляды России. Так, сегодня в Тбилиси можно включить телевизор и увидеть в сетке вещания запрещённые в Евросоюзе российские государственные телеканалы…
Но радостный момент есть. Наш протест поддержала президент Грузии Саломе Зурабишвили, выразив готовность наложить вето на рассмотрение закона. Хотя, по нашим правилам, в правительстве могут и снять наложенное ограничение. Хорошо, что этого и не понадобилось, так как парламент из-за протестов не поддержал законопроект во втором чтении. Но опасность, что его могут снова вернуть на рассмотрение и принять через какое-то время остаётся.
Поэтому сейчас очень важно помешать власти убедить людей, что этот закон является правомерным. Это не так. И это противостояние государственной машине — задача для всех независимых журналистов Грузии.