В Кремле разработана стратегия по влиянию на внутреннюю политику стран Балтии, сообщает портал Deutsche Welle со ссылкой на расследовательский центр «Досье». По информации центра, РФ планировала «обеспечить лояльность балтийских правительств и не допустить создания в Балтии новых баз НАТО».
Из материалов следует, что документ под названием «Стратегические цели Российской Федерации на эстонском, латвийском и литовском направлении» был разработан в управлении по приграничным связям администрации президента при содействии спецслужб ещё до вооружённого вторжения в Украину — летом или осенью 2021 года. Отмечается, что то же самое управление разрабатывало и стратегию по поглощению Беларуси к 2030 году и вмешательству в политику Молдовы.
Каждая из стратегий имеет три части (сферы):
- политическую, военную и силовую;
- экономическую;
- гуманитарную.
Они также имеют конкретные временные рамки – короткосрочные (до 2022 года), среднесрочные (до 2025 года) и долгосрочные (2030 года).
Стратегия по Латвии
Латвию Кремль планировал вовлечь в общую с Россией повестку (экология балтийского региона, образование, культура, гуманитарное сотрудничество) при помощи существующих региональных форматов, например Совета государств Балтийского моря.
В Латвии Россия намеревалась создавать новые пророссийские общественные структуры, фонды, НКО и НПО.
В торгово-экономической сфере планировались переориентация российских грузопотоков на порты Северо-Запада России, размещение латвийских производств на территории России и продвижение российских товаров на латвийский рынок.
К 2030 году Кремль надеялся добиться признания в Латвии русского языка в качестве государственного, решить проблему массового безгражданства бывших граждан СССР и вовлечь Латвию в политические союзы с Россией.
Стратегия по Литве
В Литве кремлевские стратеги рассчитывали предотвратить «наращивание военного присутствия США и других стран НАТО» на территории Литвы, сократить количество и масштабы военных учений НАТО и не допустить втягивания постсоветских государств в сферу влияния НАТО со стороны Литвы.
В гуманитарной сфере планировалось расширение российского культурного присутствия, сохранение системы русскоязычного образования, памятников, а также противодействие «фальсификации истории» и «героизации нацизма».
К 2030 году в Кремле надеялись создать в Литве условия, в которых руководство этой страны признает ущерб своей национальной безопасности от наращивания военного присутствия НАТО в регионе.
РФ также планировала восстановить конструктивные двусторонние отношения, в том числе в военной сфере, и обеспечить появление политиков, стремящихся к развитию литовско-российских отношений.
Стратегия по Эстонии
В Эстонии кремлёвские стратеги планировали противодействовать попыткам эстонских властей развивать в российских регионах сепаратизм среди представителей финно-угорских народов и одновременно формировать пророссийские настроения среди политических и военных элит Эстонии, противодействовать усилиям НАТО по «милитаризации» этой страны.
В гуманитарной области делалась ставка на пропаганду российской культуры, работу с детьми и молодежью, в экономической — на привлечении эстонских инвестиций в приграничные регионы России, а эстонских технологий — в интересующие Россию сферы, например, в сланцехимию и зелёную энергетику.
К 2030 году в Кремле надеялись восстановить отношения с Эстонией в политической, военно-технической сферах и безопасности.
В Эстонии РФ хотела усилить эффективность пророссийских групп влияния и обеспечить полномасштабное торгово-экономическое сотрудничество двух стран.
Что Кремль не хочет допустить?
По информации Re:Baltica, cамой большой угрозой для реализации стратегических планов Кремля оказался сам Кремль. Точнее, вторжение в Украину, в результате которого западные страны не только отвернулись от России, но и стали больше вооружаться.
В качестве потенциальных угроз реализации стратегических целей в документах указаны:
- переход на обучение на государственном языке в русских школах,
- применение санкций Евросоюза,
- энергетическая независимость стран Балтии,
- Центр передового опыта НАТО по Стратегической коммуникация (STRATCOM) в Риге.
Если одной из основных целей России было не допустить размещения сил НАТО в Латвии, произошло обратное.
Согласно решению, принятому летом прошлого года на встрече НАТО в Мадриде, дислоцированную в Латвии батальонную боевую группу НАТО планируется увеличить до уровня бригады.
В реальности это означает постоянное присутствие в Латвии нескольких тысяч солдат союзников, совместные учения с латвийской армией и готовность реагировать на военные и другие угрозы.
Вторжение в Украину также ускорило решение стран Балтии еще быстрее отключить свои электростанции от так называемой сети BRELL, которая соединяет Беларусь и Россию.
Сделать это предполагалось к 2025 году, но в конце прошлого года президенты стран Балтии договорились о достижении цели уже в следующем году.
Если одной из целей Кремля было также увеличить экспорт российских товаров в Латвию для установления более тесных экономических связей, то и она провалилась.