
«Если человек психически болен, то эти ситуации будут повторяться, но это не значит, что надо бездействовать», — говорит юрист Катрина Далишевская, отвечая на вопрос «Чайки», что же делать жителям, живущим в постоянном страхе из-за поведения соседа.
Эта история длится уже много лет — с 2006 года. Из-за одного человека жители целого дома по адресу ул. Минскас, 6А в Даугавпилсе живут в постоянном страхе.
Он оскорбляет женщин, мужчин и подростков, пишет унизительные надписи на стенах подъезда и на записках, которые наклеивает на двери соседей, мажет дверные ручки дерьмом, разливает по подъезду непонятную вонючую жидкость. И дерётся, нападая сзади и нанося удары разными предметами. Подтверждения всему этому есть у «Чайки» в виде видеоматериалов, снятых жителями на телефон, зафиксированы такие случаи и полицией.

Практически все жильцы подъезда — пожилые люди. Женщины боятся вечером заходить в него, да и днём это бывает небезопасным. Звонят мужьям, чтобы встретили, или соседям, чтобы хотя бы смотрели в глазок. Кстати, находясь в подъезде, я обратила внимание, что глазки там есть практически во всех дверях.
Люди вызывают полицию, та фиксирует правонарушения, выписывает мужчине штрафы. Время от времени, реагируя на особо буйное поведение нарушителя, его отвозят в Даугавпилсскую психоневрологическую больницу на принудительное лечение, которое по закону может длиться не более двух месяцев.
Затем он возвращается домой, какое-то время, по словам жителей, «всё более-менее спокойно», но потом всё начинается заново.
Так, за всё это время соседи написали более 50 заявлений в полицию на агрессивного соседа. А по данным, которые «Чайке» предоставила госполиция 6 октября, за период с сентября 2022 года по сентябрь 2023 года полицию сюда вызывали 12 раз. Большая часть вызовов была этим летом, и все они были связаны с поведением этого человека.
О последнем событии, произошедшем 28 сентября этого года, когда спасатели эвакуировали жильцов подъезда, знает уже вся Латвия. Эвакуацию проводили из-за разлитой по подъезду жидкости, от запаха которой людям становилось плохо. Так плохо, что одного человека пришлось отвезти в больницу.
Агрессивного соседа, который подозревается в совершении этого правонарушения, на этот раз снова увезли в психоневрологическую больницу. Полиция начала криминальный процесс, жидкость отправили на экспертизу. Но опять же — это всего один эпизод из неспокойной жизни жильцов этого дома.
Люди в отчаянии, они не понимают, что им делать. «Я очень его боюсь, — не в силах сдержать волнения, со слезами рассказывает жительница этого подъезда Наталья. — Если что-то со мной случится или с моей семьёй, то будет отвечать полиция и психиатрическая больница. Нас кого-то убьют, пройдёт полтора-два года, его посадят, потом он выйдет и следующего соседа сможет убивать… Или как?»

По просьбе жильцов, «Чайка» спросила на пресс-конференции у руководства городской думы, может ли самоуправление как-то повлиять на эту ужасную ситуацию. Но первый вице-мэр Даугавпилса Алексей Васильев сказал: «Да, ситуация очень тяжёлая, но такова жизнь. У нас нет законного выхода из этой проблемы». Тогда мы обратились за помощью к юристу Катрине Далишевской.
Вызывать госполицию и скорую
Каждый раз, когда происходят подобные ситуации, жители должны вызывать Государственную полицию. Именно государственную, подчёркивает Катрина, так как это вопрос компетенции именно госполиции. Не зная этого, жители часто звонят в муниципальную полицию.

При этом не нужно ждать, что «кто-то кого-то убьёт» — чего очень боятся жители и открыто об этом говорят.
Не нужно ждать побоев и нападений!
Странное поведение — этот человек часто ходит полуголый с разными предметами в руках по подъезду, пристаёт к соседям, бъёт ломом в двери — я видела несколько металлических дверей в этом подъезде, поверхность которых сплошь усеяна вмятинами от таких ударов, — всё это говорит о том, что не только соседям, но и самому «герою» нужна помощь.
«Дожидаться реального ущерба не нужно! Если его действия говорят о том, что он не совсем адекватно себя ведёт — его речь об этом свидетельствует, внешний вид, предметы, которые он держит в руке и совершает ими какие-то действия, то не нужно стесняться вызывать полицию и настаивать, чтобы она приехала!» — поясняет Катрина.
Также Катрина настоятельно рекомендует жителям самим вызывать и скорую помощь:
«Это должна делать полиция. Но не всегда полиция делает то, что по закону она должна делать. Поэтому я советую жителям самим вызывать и Государственную полицию, и сразу неотложную скорую помощь».
При вызове полиции и скорой обязательно нужно сказать, что есть психически нездоровый человек, объяснить, что он угрожает окружающим, что люди боятся его неадекватного поведения и подобные ситуации уже были.
«Нужно делать акцент на том, что человек опасен, угрожает окружающим, что происходит это не в первый раз и что он уже был на принудительном лечении», — советует юрист.
Катрина говорит, что скорая приехать обязана и никакого «ложного вызова» в этой ситуации быть не может.
Самим писать заявления
Юрист настоятельно рекомендует жителям этого дома самим писать заявления, а не полагаться на полицию, которая может «по-своему интерпретировать» ситуацию.
Заявление можно подготовить заранее и писать его можно как на латышском, так и на русском языках. «Это необязательно делать на государственном языке, можно на русском, если человеку на нём проще всё чётко изложить».
В заявлении также, как и при вызове полиции и скорой, нужно указать, что конкретно произошло, каким образом человек подвергал опасности окружающих — угрожал, нападал или совершал какие-то другие действия. Также еаписать, что подобные случаи повторялись неоднократно и что этот человек уже находился на принудительном лечении. «Я очень рекомендую делать на этом акцент в заявлении», — говорит юрист.
И ещё один важный момент: «Также в заявлении обязательно нужно просить отвезти его в медицинское учреждение, чтобы его проверить и решить вопрос о принудительном лечении».
То есть, ещё раз подчёркивает юрист: в заявлении должно быть чётко написано — что произошло и чего хотят люди.
«Зачастую люди не очень подробно описывают ситуацию и не указывают в заявлении, чего они хотят. И это, к сожалению, даёт возможность полиции не сделать то, что они должны были бы сделать в подобной ситуации», — объясняет Катрина и добавляет, что заявление должно быть очень настойчивым!



Что должно происходить дальше
После этого нарушителя должны отправить в Даугавпилсскую психоневрологическую больницу. Там его должны осмотреть врачи и на консилиуме принять решение о том, нужно ли его принудительно лечить в стационаре. Если такое решение принимается, то оно направляется в суд, в течение 72-х часов созывается судебное заседание, на котором принимается решение о принудительном лечении.
Как поясняет юрист, по закону изначально принудительное лечение может быть назначено только на срок до двух месяцев. Но когда этот срок подходит к концу, врачи снова оценивают состояние пациента, и если они считают, что лечение нужно продлить, то они обязаны это решение снова отправить в суд, который снова созывает заседание и может принять решение о продлении этого срока до шести месяцев.
На мой вопрос о том, чем мог бы помочь этим людям хороший юрист, Катрина говорит, что пока, в данной ситуации, необходимости в его помощи она не видит. Главное, соблюсти все рекомендации, которые она дала.
Не надо стесняться вызывать полицию!
Сейчас агрессивный сосед находится в больнице. Но через какое-то время он вернётся домой. Независимо от того, чем закончится расследование дела о разлитой по подъезду жидкости, навечно закрыть его в медучреждении нельзя. «Даже если люди, страдающие психическими расстройствами, совершают тяжкие преступления, после принудительного лечения они рано или поздно оказываются на свободе. В нашей стране нельзя навсегда кого-то закрыть в медицинском учреждении только потому, что человек совершил преступление в силу своей болезни», — говорит юрист.
Поэтому нужно реагировать на любой подобный поступок сразу. Других путей в таких ситуациях просто нет.
«Не нужно стесняться вызывать полицию. Полиция для того и существует, чтобы реагировать на подобные вещи. И нужно настаивать и делать акцент на том, что человек опасен. Даже если в конкретный момент его не госпитализируют и не отправят на принудительное лечение, это будет зафиксировано и, возможно, может предотвратить желание этого человека сделать что-то опасное, может его остановить», — подводя итог нашего разговора, говорит юрист Катрина Далишевская.
Izskatās, ka tie iedzīvotāji paši nav daudz veselāki par to veci, tāpēc par viņiem tik ilgi ņirgājas! Bet tas, ka šādu tipu nevar ieslodzīt uz mūžu — tā jau ir Saeimas deputātu atbioldība !!!
Так люди и поступали, в чём заключается совет юриста?
Люди не вызывали скорую, только полицию. Не писали сами заявления — полагались на полицию. Юрист чётко говорит, что и как нужно делать.