Четыре года назад Виолетта Антонова наткнулась на природный клад: очень богатое ягодами место в лесу. Ягод там было столько, что пришла мысль сдавать трофеи в заготовительный пункт.
Виолетта — краславчанка, поэтому ягоды она начала собирать ещё в детстве. Применение им находили разное — и для еды, и как лекарство. Но теперь — это ещё и источник денежного дохода.
В самый удачный год, черники, собранной за одиннадцать дней, удалось сдать на 720 евро — эта сумма сопоставима с месячной зарплатой многих людей в нашем крае.
«Жить на эти доходы, конечно, не получится, — говорит она, — но вот какое-то конкретное и вполне заметное полезное дело сделать можно. Например, мы в один год с этих денег сделали небольшой ремонт в детской комнате».
«Труд немалый и нелёгкий»
Виолетта рассказывает, что собирать ягоды — труд немалый и нелёгкий — даже если знать ягодные места, собирать ягоду физически нелегко, намного труднее, чем, скажем, грибы. За ягодой необходимо нагнуться, провести значительное время в неудобной позе — многие отказываются от сбора ягод именно «по здоровью», не позволяет спина.
Но собирателей также поддерживает азарт, сильная страсть, эмоция, сопоставимая с тем, что испытывают охотники. «Уже и тяжело, и устал, но, если место ещё полно ягод, появляется увлечение, собираешь ещё и ещё — это захватывает», — признаётся Виолетта.
Виолетта говорит, что таких охотников в Краславе — огромное множество, в сезон «людей с корзинками — как на городской улице».
Лесная малина и земляника — на варенье для здоровья
Для продажи Виолетта собирает только чернику, а для себя берёт и землянику, и лесную малину, хотя в саду у Виолетты есть малина садовая, за которой ходить никуда не надо.
«Садовая малина, — рассказывает Виолетта, — и крупнее, и урожайнее. Но мы идём в лес за малиной лесной, потому что она полезнее как лекарство. Лесная малина перерабатывается на варенье, а её побеги, веточки используются для заваривания”.
В малине мало калорий, но много клетчатки, витаминов, минералов и антиоксидантов, что подтверждается исследованиями.
Кроме малины, Виолетта собирает и землянику — «и тоже на варенье, и тоже прежде всего как лекарство, а не еду — на вкус земляника в варенье немного горчит».
Виолетта не собирает бруснику и другие болотные ягоды из соображений безопасности: болота — местность специфическая, её надо хорошо знать.
И техники сбора, и рецепты использования ягод в семье Виолетты — это семейное наследие, полученное от дедушек-бабушек.
Погода, вырубка леса и нелегалы
Она рассказывает, что этот год для неё был неурожайным: черники не удалось собрать вообще. Причин этому три: сухое лето и неурожай — первая из них.
Но Виолетта говорит, что две другие — намного серьёзнее: всё чаще, приезжая на давно знакомое ягодное место, Виолетта наталкивается на одни лишь пеньки — лес вырублен.
Виолетта рассказывает, что бывает, что вырубки настолько интенсивные, что, проезжая, казалось бы, известным маршрутом, просто не узнаешь дорогу.
Третья причина, по которой знакомые ягодные угодья перестают быть доступны — ситуация в приграничье.
Из-за нелегалов и усилий по их поимке доступ в приграничный лес сейчас запрещён вследствие официально введённого чрезвычайного положения в этих местах. Эту информацию нам подтвердили в Государственной пограничной службе, пояснив, что жителям нельзя находится на полосе шириной не более двух км от границы. Полоса эта начинается чуть ли не у самой границы Краславы и, действительно, может, кому-то и правда отсекает возможность ходить по любимым местам. Здесь можно найти карту с обозначенной приграничной зоной.
Что касается нелегалов, то в сводке за 24 ноября 2023 года говорится, что в этот день сотрудники Госпогранслужбы пресекли попытку 17 человек незаконно пересечь границу между Латвией и Беларусью. Всего в этом году незаконное пересечение границы предотвращено для 13 688 человек.
Из-за этой проблемы можно наведаться к родственникам, можно посетить кладбище — а в лес уже не пройти даже по разрешениям, которые выдавали раньше. Всё это ограничивает возможности сборщиков ягод.
А сбор в новых местах всегда удорожает ягоды: надо удаляться от привычных мест, тратя больше времени и повышая повседневные расходы. Кроме того, растёт стоимость горючего, затраченного на поездку.
Да и новое место само по себе — вовсе не гарантия наличия ягод. Лес может быть красивейшим, но ягод в нём может и не найтись.
Материал создан в рамках проекта «Контент из Латгалии» при финансовой поддержке программы грантов «Местные СМИ за демократию» Европейского фонда журналистики.