«Я воспринимаю эту боль как свою», — сказала Светлана Тихановская, лидер белорусской демократической оппозиции, в интервью русской службе «Голоса Америки».
На Мюнхенской конференции она встретилась с Юлией Навальной в тот же день, когда появилась информация о гибели оппозиционного политика в тюрьме.
По словам Светланы, она, конечно, не хотела бы встречаться с Юлией при таких обстоятельствах, но случилось именно так.
Содержание их разговора подробно не освещается, но Тихановская описывает беседу как личный разговор о мужьях и детях.
«Выпал такой день, ей надо об этом говорить и кричать, и у неё не было, мне кажется, периода прожить это горе. Мне кажется, она не до конца, возможно, поверила и осознала. Юлия знает и мою ситуацию, что у меня муж в тюрьме уже четыре года, и больше года вообще никаких новостей. Ни адвокат не может прийти, ни письма не доходят, то есть — я даже не знаю, жив ли он».
Новость о смерти Алексея Навального взбудоражила белорусское общество ещё и потому, что несколько политзаключённых в Беларуси уже год живут в режиме инкоммуникадо – без встреч с адвокатами, без звонков и свиданий с родными, без писем.
Сергей Тихановский находится в таком режиме уже 348 дней (по состоянию на 20 февраля), и это не рекордный срок.
О Николае Статкевиче ничего не известно 374 дня, о Максиме Знаке – 372 дня, о Марии Колесниковой – 370 дней, об Игоре Лосике – 365 дней. О Викторе Бабарико в последний раз информация просачивалась 299 дней назад.
Режим инкоммуникадо запрещён и ООН, и Конституцией Беларуси, — длительное заключение без связи с внешним миром приравнивается к пыткам.
20 февраля 2024 года также стало известно, что в одной из белорусских колоний умер политзаключённый журналист и общественный деятель Игорь Ледник. Это пятая известная смерть политзаключённых в Беларуси.
Светлана Тихановская постоянно говорит о том, что режим Лукашенко должен понести ответственность за преступления против народа, а в нынешнем интервью она обратила внимание на то, что и режим Путина должен ответить за политические преследования и гибель Навального.
«Конечно, режим может написать всё что угодно в документах, но моя стойкая позиция, что несмотря на то, что там будет написано, — это убийство. Люди в тюрьмах медленно умирают, поэтому вся вина лежит на режиме Путина, и он должен понести ответственность за смерть этого символа Новой России».
«Происходит аннексия Беларуси»
На Мюнхенской конференции задача Тихановской была повысить внимание к Беларуси. «Из-за Алексея Навального повысился интерес к политзаключённым. Эта тема, она немножко отходила, потому что войны, людей убивают и города разрушают, и тема политзаключённых уже не кажется такой глобальной и важной. А люди так же погибают», — говорит она в интервью.
Шла речь и о том, как можно вывести Беларусь из этой войны, как сделать так, чтобы мир различал режим Лукашенко и белорусов. То, что сейчас происходит в Беларуси, Светлана назвала аннексией.
«Очень незаметно, с позволения диктатора Лукашенко, продают нашу страну кусочек за кусочком России. Это не война, не ракеты и не бомбы, поэтому внимания к этому нет. Но поглотить Беларусь вот такими вот осторожными и где-то не очень шагами… Мы видим, как российская пропаганда захватила наши медиа, как они внедряются в нашу экономику, в военное поле, проводят совместные учения».
«Не все понимают, насколько стратегически важна Беларусь»
Если бы удалось встретиться с Владимиром Зеленским, Светлана Тихановская хотела бы поговорить с ним о том, что им стоит думать об Украине и Беларуси в контексте друг друга. Что обе страны хотят быть частью Европы, и что не может быть безопасной Украины без безопасной свободной Беларуси.
«Белорусы задают мне вопрос, когда будут переговоры. Не знаю, при каких обстоятельствах это будет, есть очень много сценариев. Я уверена, что Украина победит, но не будет ли так, что наши союзники отвоюют Украину, а Беларусь дадут на откуп Путину? Чтоб не получилось так: “Хотите Украину? Возьмите Беларусь”. Почему такие мысли посещают белорусов? Потому что они видят, что внимание уменьшается, что не все понимают, насколько стратегически важна Беларусь в нашем регионе. Надо обсудить совместное европейское будущее наших стран как минимум».
Напомним, что полномасштабное вторжение в Украину 24 февраля 2022 года началось в том числе и с территории Беларуси, и долгое время её военные аэродромы использовались для ракетных атак.
При этом украинские власти не спешат признавать Светлану Тихановскую – демократического лидера, выступающего однозначно против российской агрессии.
Среди причин такого поведения украинских властей называют и отсутствие пользы для них самих от этого принятия, и нежелания злить Александра Лукашенко, который может помочь России эскалировать конфликт и направить в Украину и белорусскую армию.