Сегодня наш путь пройдёт по государственной автодороге А12. Совсем немного отклонившись от трассы, мы заедем в музей-усадьбу Колнасата, осмотрим два храма, один из которых является признанным барочным памятником, и посетим Вараклянский дворец, принадлежавший одному из важнейших дворянских родов в истории Латгалии.
Этим маршрутом Chayka.lv продолжает цикл материалов «Семь вёрст – не крюк», позволяющих, слегка отклонившись от основных латгальских междугородних маршрутов, получить настоящие туристические впечатления.
Кстати, А12 – одна из самых оживлённых в Латгалии трасс, является частью трансевропейского маршрута E22, соединяющего Холихед в британском Уэльсе с городом Ишим в российской Тюменской области.
Но мы так далеко не поедем. Интересующая нас часть трассы ведёт от погранперехода Терехова до Екабпилса, и мы представим, что как раз в этот симпатичный город и едем, скажем, из Резекне или Зилупе.
Ну, а если не покидать формальные пределы родного края, то конечным пунктом нужно считать Крустиплс, поскольку именно крустпилсская часть Екабпилса входит в историко-культурный регион Латгалия.
Усадьба «Колнасата» и музей Франциса Трасунса
Километрах в двенадцати от Резекне с трассы А12 будет обозначен поворот на Сакстагалс. Свернув по указателю, проезжаем ещё с километр, пересекая железную дорогу, и поворачиваем налево, к музею «Колнасата».
В этом симпатичном усадебном комплексе соединены сразу три небольшие экспозиции. Одна посвящена священнику и политическому деятелю Франсису Трасунсу, родившемуся в Колнасате, вторая – уроженцу Сакстагалской волости писателю Янису Клидзейсу, автору известного романа «Дитя человеческое», а третья – латгальской материальной культуре.
Францис Трасунс (1864–1926) был одним из организаторов Конгресса латгальских латышей весной 1917 года, на котором приняли историческую резолюцию об объединении латгальцев с латышами Видземе и Курземе.
Материалы о жизни и деятельности этого важного для Латгалии человека общедоступны, в той же Википедии есть статьи на русском, латышском и латгальском языках, мы не будем их пересказывать. Напомним лишь, что именно Францис Трасунс, которому на Конгрессе оппонировал другой видный латгальский деятель – Францис Кемпс, – настаивал на том, что латыши Видземе, Курземе и Латгале должны выступать как единый народ.
Принятие финальной резолюции было во многом связано с большим авторитетом, которым в Латгалии обладал Трасунс, как общественный деятель и духовное лицо.
Ещё один важный для Латгалии человек, о котором можно узнать в музее, Янис Клидзейс (1914–2000). Этот латвийский писатель и учёный стал автором 24 книг, посвящённых по большей части региону его детства – Латгалии. Хотя этот выпускник Резекненского коммерческого училища больше 55 лет своей долгой жизни провёл в эмиграции, в Германии, а затем в США.
Его роман «Дитя человеческое», изданный в 1956 году, повествует о жизни на латгальской ферме в 1920-е гг. По мотивам этого, почти автобиографического произведения Клидзейса, в 1991 году режиссёр Янис Стрейчс — тоже уроженец Латгалии, снял художественный фильм на латгальском языке.
А ещё в колоритном валунном амбаре усадьбы Колнасата выставлены латгальские предметы быта: инструмент, сельхозинвентарь, посуда, мебель, настоящий сундук для приданого, разнообразная домашняя утварь.
Обратите внимание на деревянную беседку с распятием, стоящую за деревянным домом мемориального музея. Это распятие сделано известным в Латгалии скульптором Антоном Ранцансом. Именно этот мастер сделал исключительно много для возрождения прекрасной традиции латгальских придорожных распятий.
По выходным экспозиции музея-усадьбы закрыты, поэтому утро рабочего дня – самое лучшее время, чтобы сюда заглянуть. А настоящей снежной зимой, яркой осенью, цветущей весной или в разгар зелёного лета здесь ещё и очень красиво.
Храм в Цискадах
Если время позволяет, то, вернувшись на ту же улицу, по которой вы въезжали в Сакстагалс, и повернув налево (в сторону от трассы), можете прокатиться ещё пять километров до католического храма Иоанна Крестителя в Цискадах.
Конечно, этот храм, заложенный в 1900 году, схож со многими другими валунно-кирпичными латгальскими костёлами, но каждый из них чем-то да отличается, и выглядит на местности по-своему. Может быть, именно эта церковь станет вашей любимой.
В имении Лукна под Цискадами провёл свои последние дни писатель, публицист и специалист по истории Латгалии Казимир Буйницкий, – один из главных поляков в истории Восточной Латвии.
Вообще получается, что Сакстагальская волость Резекненского края особенно насыщена важными для нашего региона именами.
Церковь Св. Архангела Михаила в Вилянах
Возвращаемся через Сакстагалс на трассу и едем чуть меньше 14 километров до Вилян. Там на круге сворачиваем на третьем съезде в город, и через пару километров по левую руку видим белоснежный храм Михаила Архангела.
В 1725 году здешние земли стали собственностью Михаила фон Рика, покровительствовавшего монахам-бернардинцам, — представителям ветви известного францисканского ордена.
Именно бернардинцы в 1752 году приступили к строительству храма и заложили здесь монастырь. Более двадцати лет велось строительство, и лишь в 1777 году храм Святого Михаила был освящён.
Уже во времена Российской империи, после подавления Польского восстания 1830—1831 годов, отголоски которого в немалой степени затронули и Латгалию, католический монастырь в Вилянах и действующую при нём школу закрыли. Лишь спустя почти сто лет, в 1924 году, при местном костёле стала формироваться монашеская община, на этот раз принадлежащая к мужской конгрегации мариан.
Орден мариан был основан в XVII веке католическим святым Станиславом Папчиньским, и это была первая конгрегация (монастырский союз), заложенная на территории Речи Посполитой, в состав которой входили в ту пору и латгальские земли. Особое внимание члены ордена уделяли распространению почитания Непорочного Зачатия Девы Марии (отсюда и название «мариане»), важности таинства исповеди и качеству текстов проповедей. В основном орден был практически уничтожен правительством царской России после всё того же Польского восстания, но он сумел восстановиться в начале XX века, в том числе и на территории независимой Латвии.
В интерьере костёла, если вы застанете его открытым, можно увидеть прекрасные алтари и две часовни.
В правом алтаре костёла размещён крест работы XVIII века, который по преданию обладает чудотворными свойствами. Об этом свидетельствуют так называемые воты (они же вотивные дары) – вещественные знаки благодарности людей, чьи молитвенные просьбы были услышаны.
А в подвале храма (туда можно попасть только по предварительной договорённости) расположена часовня-грот, посвящённая нерождённым детям.
Независимо от того, сможете вы попасть внутрь или нет, вокруг храма стоит обстоятельно и неторопливо прогуляться. Здесь множество всяких интересных объектов, компактно и красиво разбросанных по территории монастыря.
Это и грот со скульптурой Фатимской Божьей матери с узревшими её детьми, и фигура первого епископа Ливонии Святого Мейнарда, и символические изображения Крестного пути, и изящная беседка со скульптурным изображением Девы Марии.
Если вас здешний храм впечатлил и заинтересовал – пишите в редакцию — [email protected] или в личку на нашей странице на Фейсбуке. История и современность этого храма и монастырского комплекса заслуживают отдельной публикации, и если вам будет интересно, мы обязательно сделаем отдельный материал.
Дворец Борхов в Вараклянах
В случае с Вараклянским дворцом не нужен крюк в семь вёрст, и даже в одну версту – просто съезжаем с трассы A12 вправо, по указателю Varakļānu pils и метров через 200 встречаем архитектурного свидетеля одной из ветвей богатой латгальской истории.
Нынешние Варакляны в источниках впервые упомянуты в начале XIII века под немецким названием Warkland. Из трёх наиболее сохранных крупных поместий дворцового типа в Латгалии два принадлежали важному в латгальской истории роду Борхов – это недавно реновированный Прейльский замок и комплекс в Вараклянах.
Местными землями фон Борхи владели с 1538 года, но важной вехой для этой местности стало семнадцатое столетие, когда семья построила здесь основательный фамильный дворец. Тогда получившие статус местечка Варакляны вместе со всей Латгалией уже входили в состав Российской империи.
Строить большой графский дом начали по указанию графа Михаэля Иоганна фон дер Борх-Любешица (в русской традиции Михаила Ивановича Борха). Генерал-лейтенант Михаэль Борх сделал впечатляющую военно-политическую карьеру в польско-литовским государстве, а также был известен как геолог и публицист. Кавалер польских орденов Святого Станислава и Белого орла, баварского Пфальцского Льва и старейшего в мире Мальтийского ордена последние два десятка лет жизни провёл в построенном по его воле Вараклянском дворце. На территории своего родового имения, в котором он когда-то и появился на свет.
Вараклянский дворец, выполненный в сдержанном стиле раннего классицизма, строился в течение шести лет (1783-1789) по проекту итальянского архитектора Винченцо Мадзотти (Vincenzo Mazzotti). На фасаде дворца выложен родовой девиз: VIRTUTE DUCE — DEO FAVENTE — COMITE FORTUNA — «Ведомые добродетелью, имеем покровителем Господа и спутницей удачу».
Расцвет дворцового комплекса и внушительного парка вокруг него пришёлся на начало XIX века, но сам дворец в целом неплохо сохранялся и до начала двадцатого столетия.
В период первой независимости Латвии в главном здании родового имения располагалась местная гимназия. А вот во Вторую мировую войну здание серьёзно пострадало, но к счастью, не было полностью разрушено. Потом до 80-х годов XX века здесь размещалась местная школа.
Сейчас в здании дворца работают Вараклянский музей и туристический офис. Сезонное расписание работы музея можно посмотреть по ссылке, и если получится, непременно загляните туда.
Над восстановлением исторического облика здания реставраторы заботливо работают годами не только снаружи, но и внутри. Так, под слоями краски, наносимой столетиями, они обнаружили красивейшие рисунки XVIII века.
Если есть время и позволяет погода, прогуляйтесь по парку за дворцовым комплексом, когда-то это был лучший рукотворный парк в наших краях, но и сейчас он впечатляет.
Итальянский архитектор, спроектировавший комплекс, и в парковом искусстве неплохо понимал. В парке можно разыскать легендарный «Камень любви». Валун, на надземной части которого читается надпись: AMICITIA VIRTUTI MEMORIA GRATITUDO. 1798 АNNO («благодарная память о добродетельной дружбе»).
С камнем связана куча местных легенд и преданий и, как водится, влюблённым рекомендуется к нему обязательно сходить. По самой правдоподобной версии надпись посвящена тому самому архитектору Винченцо Мадзотти, умершему в 1798 году.