Мама 9-летнего Ильи Десяткова просит о помощи. Ей нужны деньги на лечение сына — у Ильи детский атипичный аутизм и нарушения развития речи.
Болезнь не сразу была заметна. До года Илья развивался нормально и был спокойным, вспоминает его мама Людмила. Однако в один момент у него «стала зашкаливать активность».
«Он носился, крутился, убегал, везде залезал. Его невозможно было остановить. У него не было никакого чувства опасности. Мог, например, залезть в пруд в апреле и не чувствовал холода. Возможно, чувствительность была как-то нарушена», — рассказывает Людмила. Гиперактивность — один из признаков расстройства аутистического спектра (РАС).
Как объясняет Всемирная организация здравоохранения, РАС — это разнообразная группа патологических состояний, обусловленных особенностями развития головного мозга. По данным Национальной службы здоровья за 2019 год, в Латвии живёт 2 369 детей с РАС.
О семье Ильи
Людмила родом из Даугавпилса, по образованию педагог. Муж Владимир — из Риги, где они с Людмилой и познакомились. По специальности слесарь.
«Сколько себя помню, я всегда хотела семью и много детей. Когда в детстве меня спрашивали, кем я хочу стать, я отвечала “мамой”. Даже рисовала постоянно детские колясочки», — рассказывает Людмила.
Сейчас она мама троих детей. Старший — Володя, учится в 7-м классе, дочка Элина — в 4-м. Илья — первоклассник, учится в местной специализированной школе. С 2013 года семья живёт в доме на природе, в 25 км от Даугавпилса.
«Детям здесь очень хорошо. Рядом с домом есть пруд, где можно кататься на лодке. У нас две собаки — большой Грей и карликовый пинчер Фрейя, тоже члены семьи. Разводим курочек, которых Илья летом очень любит кормить», — рассказывает Людмила.
Она также отмечает, что с таким ребенком, как Илья, на природе ей спокойнее и безопаснее.
До 4-х лет Илья не говорил ни слова
Семью беспокоило, что Илья не говорил, поэтому Людмила в 3,5 года повезла сына на обследование в Ригу. Они прошли диагностику в Рижском стационаре «Гайльэзерс». Врачи поставили диагноз — детский аутизм и нарушения речевого развития. Илье также присвоили инвалидность.
«Я не понимала, что происходит. Судорожно думала, что мне делать. Жили мы на своем хуторе изолированно, даже посоветоваться было не с кем. Но постепенно пришло осознание “Кто, если не мы?”. Ребёнка надо вытаскивать из его заболевания. И понятно, что придется это делать самим, больше никто ему не поможет», — вспоминает Людмила.
Ранее семья Ильи не сталкивалась с термином «аутизм». Однако, поняв, что исправить ситуацию могут только они сами, они стали искать информацию везде, где можно.
Семья активно занимается лечением Ильи
После обследования Илья пять раз проходил реабилитацию в питерском центре «Доктрина», пока не началась пандемия. С тех пор с Ильей занимались латвийские специалисты — физиотерапевт, логопед и нейропсихолог. Пробовала семья и инновационные методы — микрополяризацию головного мозга и биоакустичекую коррекцию в Рижском центре «Святая София».
Так как Людмила по образованию педагог, она получила дополнительное образование, чтобы работать с Ильей и дома.
«С конца 2020 года я сама начала плотно заниматься с ребёнком. Прошла курс сенсорной интеграции, логопедии и курс “Компетентный родитель”. Все эти знания стараюсь применять на практике», — говорит Людмила.
Говорить свои первые слова Илья начал в 4 с половиной года. Последние полтора года семья периодически ездит с ним в Ригу на занятия АВА-терапией в центре Lauvas Skola.
«Результаты есть»
«Сейчас Илья как-то структурировался, он может сосредоточиться на занятиях, одеться и раздеться самостоятельно. Больше не убегает, обращает внимание, где нахожусь я, и не отходит далеко», — делится победами сына Людмила.
Раньше, по её словам, в магазине он просто падал на пол с криками, а сейчас берёт корзинку, ходит с мамой рядом и ведёт себя спокойно. Он также отзывается на своё имя.
Ещё Людмила делится, что словарный запас сына вырос, а недавно он начал составлять фразы из двух слов. Например, «налей чай» или «машина едет».
Оплата лечения семье не по карману
Все траты на лечения и поездки в Ригу требуют много денег. Семье из Латгалии с тремя детьми такие расходы не по силам, поэтому мама просит помощи у неравнодушных.
«Пределы возможностей организма на самом деле нам не известны. Поэтому — делай что должен и будь что будет. По-другому никак», — уверена Людмила. Она верит, что диагноз — не приговор.
Как помочь Илье?
Благотворительный фонд BeOpen открыл счёт помощи Илье Десяткову. В рамках проекта «Зелёная лампа» он собирает для Ильи денежную помощь на оплату годовой реабилитации — курса АВА-терапии в Рижском центре Lauvas Skola, а также на регулярные занятия с нейропсихологом в Латгальском центре социальной реабилитации Valensia.
Фонд собирает деньги на оплату годовой программы, это стоит 6 800 евро.
Помочь Илье можно, позвонив до 2 апреля по телефону помощи — 90006384. Стоимость звонка — 1,42 евро. Также можно перечислить деньги на счёт фонда с такой подписью: Zaļā lampa. Palīdzība Iļjam Desjatkovam.
Реквизиты:
Labdarības fonds BeOpen
Регистрационный номер: 50008218201
Номер счёта. LV34 CBBR 1123 2155 0046 0
SWIFT код: CBBRLV22 (BluOr Bank AS)
Подробнее историю Ильи можно прочитать здесь. Если вам нужна помощь или вы хотите кому-то помочь, пишите на электронную почту [email protected] и [email protected].