Поправки к закону «О поддержке гражданского населения Украины» в части обязательного посещения государственных школ украинскими детьми с 1 сентября 2024 года пока не утверждены. Хотя решить этот вопрос планировали на заседании Сейма ещё до праздника Лиго — 20 июня.
Вместо этого на сайте Министерства образования и науки в публикации от 11 июня появилось уточнение, которое гласит: «В четверг, 20 июня, в повестку дня Сейма не был включён вопрос очного обучения украинских гражданских детей с 1 сентября».
Ранее «Чайка» писала, что в Минобразовании пришли к выводу о том, что для социализации на новом месте проживания украинским детям будет рекомендовано посещение государственных школ с первого сентября 2024 года в обязательном порядке.
Министерство внутренних дел подготовило соответствующие изменения к закону «О поддержке гражданского населения Украины» и вынесло их на общественное обсуждение и на рассмотрение правительства.
Для детей из Украины только одна форма обучения
Возможно, эти поправки были сняты с повестки дня в связи с инициативой относительно форм обучения украинских детей в школах Латвии. Дело в том, что поправки предполагают, что украинские дети должны обучаться лишь стационарно, посещая латвийские школы. А для латвийских детей предусмотрено 5 форм обучения.
На это обратили внимание в Латвийско-украинском центре «Перлина» и внесли свои предложения: позволить украинским детям получать латвийское образование, используя одну из общепринятых форм обучения: очное; заочное; дистанционное обучение; самообучение; семейное обучение.
Интеграцию поддерживают, но просят быть к украинским детям быть более гибкими
Анна Енгалычева, член правления Центра «Перлина», сказала «Чайке», что для детей из Украины важно иметь выбор, позволяющий обучаться, избегая шумных общественных мест.
«Мы поддерживаем интеграцию и социализацию украинских детей в Латвии. Это логично, учитывая, что наши дети живут здесь. Однако мы просим учесть, что у многих украинских детей посттравматический синдром, многие дети плохо спят ночью, их пугает незнакомая среда, некоторые вообще боятся большого скопления людей.
На мой взгляд, подход к украинским детям должен быть более гибким. У нас разные дети, с разной степенью морально-психического состояния. Мы просим учитывать это», — говорит Анна.
Она обращает внимание, что лишь к одним детям – украинским, из числа всех беженцев в Латвии есть требование получать образование в одной единственной допустимой форме – стационарной.
Об этом же Анна Енгалычева говорила 18 июня в своей речи на заседании Комиссии по обороне, внутренним вопросам и противодействию с коррупцией, куда её пригласили, чтобы услышать аргументы украинской стороны.
Кроме этого Ассоциация Латвии по благополучию детей, совместно с латвийско-украинским обществом «Перлина», за подписью 410-ти украинских родителей, отправили письмо, которое адресовали президенту Латвии, Комиссии по обороне, внутренним вопросам и противодействию с коррупцией, Депутатам 14-го созыва Сейма, а также Министерству образования и науки. В письме они изложили свою позицию в вопросе форм обучения детей из Украины в латвийских школах.
«Неясно, смогут ли украинские дети и их родители остаться в Латвии, будет ли соответствующее решение от государства. Их нахождение в стране – временное. Не получится ли потом так, что им придётся вернуться в Украину и снова интегрироваться в систему образования, но уже в украинскую?» — поддерживает коллегу Алёна Францкевич, также член правления Центра «Перлина».
Документ до сих пор в работе
«Поправки к закону “О поддержке гражданского населения Украины” были одобрены правительством 11 июня этого года и переданы в Сейм для дальнейшего рассмотрения поправок к законопроекту. Сейм принимает решение о дальнейшем развитии, вступлении в силу и одобрении законопроекта», — ответили «Чайке» из Министерства образования и науки на вопрос о том, на какой стадии находятся поправки к закону.
Тем временем на сайте Министерства образования и науки в публикации от 11 июня также появилось обновление: «Вопросы образования детей украинских граждан в Латвии по-прежнему стоят на повестке дня в Министерстве внутренних дел, муниципалитетов, школ и участвующих НПО. В Минобразовании и Министерстве культуры считают, что полноценный процесс обучения, социализация, психоэмоциональная поддержка и личностный рост детей и молодежи могут происходить только в форме очного обучения, не исключая их сочетания с дистанционным обучением».
А в сети Х (бывшей Twitter) парламентский секретарь Министерства образования и науки Сильвия Рейнберга в обсуждении об изменениях в повестке дня Сейма сообщила:
«Да, вопрос об очном обучении гражданских детей Украины с 1 сентября не был включён в повестку дня Сейма, поэтому ранее запланированные изменения на 2024/2025 учебный год не планируются, но не потому, что Министерство образования и науки отозвало их».