Владислав Литауниекс, которого вскоре могут причислить к лику блаженных, родился 28 августа 1909 года в Быковской волости Режицкого уезда (нынешняя Gaigalava).
Материалом о священнике, отказавшимся проявить лояльность новой власти и расстрелянном по ложному обвинению в 1941 году после пыточных допросов, мы начинаем серию «Латгальский календарь», в котором будем рассказывать про выдающихся уроженцев Латгалии, а также о важных исторических событиях и памятных датах, касающиеся нашего региона.
О начале пути
В 1933 году Владислав Литауниекс закончил Рижскую Духовную семинарию и был рукоположён в священники, получив назначение викария Резекненского прихода.
Затем он недолго служил в латгальском Яунборне, а в 1934-37 годах был настоятелем прихода в Спруктах, в том числе руководил строительством местного храма — католического костёла Святого Антона.
Оттуда в 1938 году Литауниекса перевели настоятелем прихода в Индру, волостной центр современного Аугшдаугавского края. Наконец, в начале 1941 года молодого, но уже много сделавшего в становлении латгальских католических храмов священника, сделали настоятелем Вишкского прихода (о храме в Вишках «Чайка» писала, в одном из материалов цикла «По дорогам Латгалии»).
Призывал не отрекаться от веры
Это случилось уже после утраты Латвией независимости и начала установления советских порядков, предполагавших гонения на церковь всех конфессий.
Ещё до переезда в Индру, сразу после оккупации, в своих превосходно составленных и эмоциональных проповедях, священник призывал не отрекаться от веры и не принимать участия в акциях новых властей, которые он, не скрываясь, определял, как противозаконные.
Так, во время праздника Святого Доната в Краславе, в июле 1940 года, Литауниeкc, как свидетельствовали прихожане, во время проповеди воскликнул: «Распните меня! Пусть меня преследуют! Я никогда не откажусь от своих убеждений, моей религии, моей веры!»
Смерть за «измену родине» и «контрреволюционную деятельность»
Менее чем через год пророчество Литауниекса сбылось: в НКВД было сфабриковано дело о поджоге здания национализированного пастырского дома в Индре. По обвинению в этом поджоге 23 марта 1941 года священник был арестован и отправлен в Даугавпилсскую тюрьму.
21 июня 1941 года в этой же тюрьме Владислава Литауниекса приговорили к смертной казни за «измену родине» и «контрреволюционную деятельность». Приговор привели в исполнение через три дня.
Уже во время немецкой оккупации во дворе Даугавпилсской тюрьмы раскопали братскую могилу. Среди тел казнённых нашли и изуродованное тело Владислава Литауниекса. Позднее его похоронили у храма в Вишках.
Неизвестно, насколько достоверны свидетельства о том, что на голове убитого священника был венок из колючей проволоки, а на груди и спине вырезаны кресты. Но близкие, с трудом опознавшие Литауниекса, рассказывали о явных следах пыток. Что соответствовало тогдашней практике выбивания показаний у «врагов народа».
Лишь в 1991 году Верховный суд Латвии отменил решение, вынесенное в отношении пастыря в 1941 году, и было оформлено свидетельство о реабилитации. Позднее латгальские католики начали активно выступать за начало процесса причисления Владислава Литауниекса к лику блаженных – беатификации.
Существует сайт на нескольких языках, на котором, в частности, публикуются свидетельства о чудесах, связанных с именем латгальского пастыря и мученика.
Осенью 2023 года епископ Резекненско-Аглонской епархии Янис Булис назначил Екаба Родиона Долю из Лудзенского прихода постулатором в процессе беатификации Литауниекса. Постулатором в католической церкви называют компетентного богослова, который должен в дальнейшем представить кандидатуру будущего блаженного, в том числе и на уровне Ватикана.