Когда мы шли с Александром по улице, с нами поравнялась компания пьяных мужчин. Переговариваясь, они ругались матом, в руках у них были бутылки с алкоголем. У меня возникло ощущение небезопасности. Когда они прошли дальше, Александр сказал: «После того, как всю рабочую смену видишь такой контингент, хочется света и добра. В храме, в музыке я всё это и нахожу».
С Александром Величко я познакомилась, когда работала над материалом о состоянии органов в храмах Даугавпилса. Этот человек, его история настолько меня впечатлили, что захотелось рассказать о нём читателям «Чайки».
Музыка и вера
Александр Величко родился и вырос в многодетной семье: у него есть ещё три сестры и четыре брата.
Родители Александра из деревни, они никак не были связаны с музыкой, 40 лет проработали на мясокомбинате. «Они хотели, чтобы наша жизнь была лучше, чем у них. Отец очень хотел, чтобы дети занимались музыкой и активно нас к ней привлекал. Мы, в свою очередь, тоже старались их не подвести, и не подвели!»
Так и вышло — все теперь музыканты, все имеют музыкальное образование.
Брат Виктор владеет скрипкой и контрабасом, играет в Национальном симфоническом оркестре, сестра Дигна — органист в Домском соборе, сестра Жанна — органист в католическом костёле в Огре, брат Пётр работает педагогом в Даугавпилсской средней школе города государственного значения, Янис — учителем музыки и дирижёром в Резекненском районе. Сам Александр — органист в костёле Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии в Даугавпилсе.
Музыка и вера — это тот мир, который родители, Анна и Виктор Величко, открыли своим детям и смогли увлечь на всю жизнь. С детства всей семьёй они ходили в костёл по воскресеньям и в праздники, учились играть на разных инструментах.
В 80-е годы семья Величко участвовала в те времена в очень популярной телепередаче Spiets, тогда об этой музыкальной семье из Даугавпилса узнали во всей Латвии.
Выступали все вместе, дружно, у каждого члена семьи была своя роль. Родители, не имея музыкального образования, а только любовь к музыке и детям, поддерживали их, пели. Александр вспомнил, что он учил отца играть на аккордеоне. Самым маленьким в семье выдавали треугольник, маракасы, но на сцене были все вместе.
Так же всей семьёй выступали с концертами в польском обществе «Промень» в ДКХ, собирался полный зал.
Александр вспоминает, как хотелось ребёнку играть с пацанами в футбол, когда те бегали по двору с мячиком, но вместо этого приходилось играть на аккордеоне. Но тут же поясняет, что это было не запрещено, но после занятий музыкой.
И такой подход был ко всем детям в семье, когда старшие занимались, младшим тоже ничего другого не оставалось, как учится играть на музыкальных инструментах.
Сейчас, когда дети выросли, разъехались по Латвии, обзавелись семьями, собраться вместе стало сложнее, но дружные Величко находят возможность. В июле все вместе отмечали Золотую свадьбу родителей. Конечно, при встрече, семья не обходится без музыки.
Знакомство с органом
Александр прислуживал у алтаря в костёле Святого Петра в Веригах в Даугавпилсе. В 16 лет он учился на первом курсе музыкального колледжа по классу аккордеона, получилось так, что костёл остался без органиста. Декан костёла обратился в колледж, чтобы помогли с органистом.
«На примете никого не было. Не было и класса органа. А я учился и был близок к костёлу. Так я стал первым учеником по классу органов. Директор Музыкальной школы Ирена Балтабола договорилась c известным композитором и органистом Ромуальдом Ермаком, чтобы он приезжал из Риги и обучал меня игре на органе. Школа приобрела электронный орган… Со мной много занимались, но мне это не было в тягость, наоборот — очень нравилось, — вспоминает органист. — Были моменты, когда я приходил в класс органов, закрывался изнутри и играл целый день, по 8 часов. Тогда я понял, что это моё!»
Но чтобы играть в костёле, мало знать мелодии и уметь играть на органе — необходимо знать церковную литургию. Александр Величко подробно её изучал со священником Станиславом Чужансом.
Органист вспоминает, что первый раз быть органистом в костёле было очень страшно, непонятно, но всё получилось. Помогало то, что Александр с детства ходил в костёл и знал весь распорядок. Постепенно появились более глубокие навыки, знания и опыт.
Позже он руководил хорами. Детский состоял из 60 человек и взрослый — из 40 участников. Здесь забот у Александра прибавилось. Периодически приходилось быть одновременно дирижёром хора и органистом.
«Я тогда научился играть ногами и правой рукой, а левой дирижировал. Это тоже было интересно и хорошо для моторики», — смеётся Александр Величко.
Мужская работа
Будучи студентом Даугавпилсского университета, Александр работал учителем музыки в детском саду, затем в 16 средней школе. «Потом мне захотелось более серьёзной, мужской работы. И я подал резюме в разные службы — Земессардзе, полицию, пожарную службу и в охранные фирмы. Первыми позвонили из полиции и предложили стажировку во втором участке полиции Даугавпилса. Вот после стажировки уже 25 лет я работаю в полиции. Дослужился до звания майора», — делится Александр.
У Александра часто спрашивают, как можно объединить работу в полиции и в костёле. Он объясняет, что музыка очень помогает, подавляет весь негатив работы в патруле полиции, возникает баланс. Поэтому он старается не пропускать ни одной службы в костёле. Игра на органе, как отдушина, особенно после рабочей ночной смены, это заряд радости и энергии.
Как звучит орган в костёле Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии
В костёле Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии Александр мечтал играть с детства. Он знал этот инструмент достаточно хорошо, потому что во время учёбы в Музыкальной школе он настраивал его вместе с Ромуальдом Ермаком. Мечтал, но играл в костёле Святого Петра в Веригах.
В качестве органиста в этот костёл он перешёл полтора года назад. Настоятель храма Бернард Вагалис попросил Александра сыграть вместо постоянной органистки храма, у которой не получалось быть на мероприятии. Отцу Бернарду понравилась игра Александра, и он предложил поменять Александру место работы.
«Сейчас я счастлив и доволен, что могу играть на органе в этом костёле», — говорит Александр.
Красивое звучание в костёле Непорочного Зачатия Пресвятой Девы Марии Александр Величко создаёт не один, а в дуэте с оперным певцом и актёром Даугавпилсского театра Сандисом Улпе. Они давно дружат. Сандис — профессиональный музыкант, был солистом Латвийской национальной оперы, но остался в Даугавпилсе.
Мужчины до пандемии вместе сотрудничали, играя на семейных праздниках и корпоративах. Сандису тоже нравится петь в костёле. К тому же, замечает Александр, что друг с другом договориться легче, чем с целым хором.
Александр говорит, что прихожане заметили другое звучание в костёле. Многим нравится, что во время службы звучат мужские голоса. Иногда ждут, когда Александр и Сандис спустятся вниз, чтобы поприветствовать и поблагодарить. Органист рассказал, что часть прихожан перешла из костёла Святого Петра вместе с ними.
Органист относится к музыкальному сопровождению во время службы очень скрупулёзно. Несмотря на огромный опыт Александра, перед каждой службой они с отцом Бернардом и Сандисом обсуждают все её нюансы.
«Во время игры на органе я, конечно, слежу за службой, ведь я участник процесса, но в то же время, я тоже ответственен за результат, я чувствую, что делаю благое дело. Каждый раз я испытываю гордость и радость, духовное насыщение и удовлетворение от проделанной работы», — делится органист.
За эту радость он благодарен Богу, родителям и семье.