В Харькове, куда российские ракеты из Белгорода долетают всего за две минуты, дети провели 1 сентября под землей. Там функционирует одна подземная школа и и школа в метро — метрошкола, как её ещё называют харьковчане.
Подземную школу открыли в прошлом году. Она в Северной Салтовке и Индустриальном районе – это те части города, которые больше всего пострадали от российских обстрелов.
А вот метрошкола функционирует уже второй год и только расширяется: в этом году заработали ещё несколько классов на уже шестой станции метро. Планируется открытие новых классов на других станциях метро.
Такого не было нигде в мире
Харьковский опыт по организации и запуску подземных школ – уникальный. Такого никогда и нигде не было. Посмотреть, как там учатся дети, и изучить этот опыт приезжают делегации со всего мира.
Все кабинеты в подземной школе, как и в метрошколе, яркие и красочные. Технически классы оборудованы полностью и даже лучше, чем обычные школы.
Площадь подземной школы свыше 1 000 м2. Там 20 классных комнат, столовая и конференц-зал. В метрошколе на станциях метро есть по несколько оборудованных школьных классов. Позаботились также о вентиляции, водообеспечении и канализации. Здесь постоянно дежурит полиция.
Что касается защиты подземной школы от ракетных ударов, то она выполнена по новейшим параметрам военного времени, без малейших отклонений, заявляет мэр Харькова Игорь Терехов.
Малышам нужнее
В метрошколе учатся более 2 000 человек, в подземной школе – 800. Дети приходят на занятия в две смены, учатся также в субботу. В департаменте образования Харьковского городского совета рассматривают вопрос чередования очного и заочного обучения – тогда подземная школа сможет принять в два раза больше учеников.
При этом приоритет отдается ученикам младшей школы. Конечно, дети средних и старших классов тоже сядут за парты. Однако сначала школа набирает учеников младших классов и только потом — остальных детей.
Это правильно, считает Богдан Бондаренко, ученик выпускного класса. Дети младших классов нуждаются в социализации в большей мере, чем старшеклассники, сказал он «Чайке».
«Мне уже 17, и я не попадаю в школу на очное обучение. Но то, что есть такая возможность для маленьких детей – это здорово. Там всё оборудовано, и есть все коммуникации. До войны я, например, не понимал, что быть среди сверстников — важно. Это же их первые дни, начало всего. Социализация – важна, но мы – взрослые, будущие выпускники, не так в этом нуждаемся, как маленькие дети», — говорит Богдан.
Дети в безопасности
Для сопровождения образовательного процесса в подземной школе работают тьюторы и психологи.
Родители, которые приводят детей в школы под землёй, говорят, что полностью спокойны за детей, пока они на обучении. Напротив – волнений о их безопасности больше, когда они дома.
До конца года планируют открыть ещё три подземные школы
Ещё три подземные школы уже строят и планируют открыть до конца 2024 года. Там будут учиться немногим более двух тысяч детей. В дальнейшем — каждый из девяти районов Харькова будет иметь свою школу, заявляют в Харьковском городском совете.
Спрос на обучение в постоянно действующем укрытии высок, потому родители записывают детей заранее в ещё строящиеся школы.
В Харькове проживает около 54 000 детей, сообщает департамент образования Харьковского городского совета. В минувшем учебном году в школах учились 108 тысяч (с учётом тех, кто за границей) учеников. Часть из них учились очно в метрошколе.
В результате российских обстрелов из 184 школ Харькова 112 повреждены или разрушены. 33 школы удалось восстановить. Очное обучение в обычных школах Харькова запрещено с начала войны.