Воздушная тревога в Харькове звучит постоянно – если не в самом городе, то в его приграничных районах. Самая длительная воздушная тревога за всё время войны звучала 1 день и почти 13 часов. А вообще, в течение суток воздушные тревоги звучат по несколько раз в день и в среднем по часу, рассказывает «Чайке» жительница города Елена.
Харьков — город-побратим Даугавпилса, договор о сотрудничестве подписали в 2008 году. Мы связались с его жителями, чтобы узнать, как живут они сегодня, через тысячу дней после начала войны.
Харьковчане уже не спускаются в бомбоубежища специально
На Харьков летят все виды ракет. Кроме того, именно на харьковчанах Россия испытала после модернизации свои фугасные авиабомбы – ФАБ-500. После них остаются ямы глубиной до шести метров и диаметром до 25 метров.
Обстреливают город из Белгорода. Когда-то белгородцы ездили в Харьков за продуктами и одеждой. Теперь «благодарят» харьковчан за радушный приём ракетами, которые долетают до Харькова меньше чем за пять минут.
«Мы уже не идём в укрытие специально. Если только тревога застала людей в метро, то кто-то может там остаться, пока не начнутся отбои. За три минуты добежать до укрытия просто невозможно» — рассказывает Елена.
До войны она жила в одном из сёл Харьковской области, практически на границе с России. Её село оккупировали, ей, сыну и мужу удалось вырваться из оккупации. Осели в областном центре. Елена швея и сейчас волонтёрит: третий год шьёт специальную одежду для раненых военных, чтобы те, после операций и в гипсе, могли её легко надеть и снять.
Магазины работают, школы — закрыты
«У нас всё работает и не прерывается на воздушные тревоги: магазины, рынки, парикмахерские и общественный транспорт, — продолжает Елена. — Наверное, если бы мы так останавливались каждый раз, мы бы больше стояли, чем работали».
Что остановили городе, так это очное обучение детей в школах и детских садах. Третий год харьковские дети учатся онлайн и в метрошколах, и второй год как в Харькове заработала школа под землёй.
В Харькове строят ещё три подземных школы в разных районах города, уже построили подземную школу в пригороде Харькова, ещё одну строят недалеко от областного центра.
Подземные школы построены с учётом защиты от взрывов и радиационной защиты, метрошколы также довольно надежны. Мамы, которые отдали своих детей в такие школы говорят, что теперь за детей больше беспокоятся тогда, когда дети остаются дома.
Разрушения – ежедневно, но бывает, что горожане их даже не замечают
По состоянию на 1 ноября в Харькове пострадали более 8 300 жилых домов, из них повреждения разной степени от обстрелов получили около 5 тысяч многоэтажек. Разрушены или уничтожены почти 700 объектов социальной инфраструктуры (учреждения здравоохранения, культуры, административные здания).
Более 2 тысяч объектов коммунальной и критической инфраструктуры в результате воздушных обстрелов оккупационной армии — разрушены. Потому харьковчане уже привыкли к тому, что регулярно остаются без света и воды.
Бизнес, госпитали и больницы давно обеспечили себя генераторами, чтобы и во время блэкаутов не прекращать работу. Генераторы есть также во многих частных домах харьковчан. Кроме того — обязательно в запасе в каждом доме есть повербанки, фонарики, зарядные LED-лампы, свечки и спички.
Ещё одна наша собеседница Юлия летом в 2022 году вместе с дочерью эвакуировалась в Латвию, жила здесь в Тукумском крае, но всоре вернулась домой. В Харькове у них с мужем был строительный бизнес. Жить там сейчас непросто, рассказала она «Чайке»:
«Не могу не дома. Понимаю, что в Харькове неспокойно, но всё равно вернулась. Как живём? Как сказать… Бизнес так и не восстановился, сократился существенно. Ложишься спать и не знаешь – встанешь или нет. Не знаю, как это описать – и страшно, и по другому не можешь, потому что всё родное именно здесь».
На разборы завалов разрушенных или уничтоженных домов, которые обязательно появляются после каждого российского обстрела, а значит — практически каждый день, сразу выезжает служба чрезвычайных ситуаций, волонтёры, а завершают работу харьковские коммунальщики.
Харьковчане говорят, что работа этих служб настолько отточена за почти три года войны, что иногда утром можно не заметить, что был обстрел и было разрушено здание
Работу коммунальных служб в Харькове горожане всегда отмечают с похвалой: несмотря на обстрелы, в тёплое время года город утопает в ухоженной зелени, всё чисто и аккуратно.
В Харькове даже работают башенные краны. Однако они не возводят дома, как это было до войны. А достраивают выбитые стены в квартирах или достраивают верхние этажи, которые снесла ракета.
Эвакуируют своих людей и учат другие регионы, как это делать правильно
В Харькове сейчас проживают порядка 1,2 миллиона человек, что почти сравнялось с довоенным количеством в 1 миллион 420 тысяч. В городе каждый пятый – переселенец из приграничных с Россией населённых пунктов. Людей эвакуируют и селят в общежитиях, на базах отдыха и гостиницах. Для них есть разовая финансовая помощь от государства и ежемесячная продуктовая помощь и гигиенические наборы.
Работа эвакуационных бригад, логистика вывоза людей из зон военных действий тоже отточена до мелочей, заявляет Евгений Иванов, заместитель главы Харьковской областной военной администрации
Харьков старается комплексно решать срочные вопросы и даже становится примером для других украинских городов, подчёркивает он.
«Так, как процесс организован здесь, в Харькове и Харьковской области, он не организован больше нигде. Наш опыт эвакуации и расселения людей перенимают фактически Сумская область, Донецкая область и наиболее горячие такие регионы, где сейчас идёт эвакуация и активные боевые действия».
Всё подорожало
Разрушение критической инфраструктуры и последующее её восстановление вызвало повышение тарифов на электроэнергию, воду, газ почти на 20%. Продукты питания тоже подорожали, некоторые даже на 70%. И это ещё одна головная боль харьковчан.
Так, Наталья говорит, что в связи с войной потребности её семьи изменились. «У нас уменьшились потребности, наверное. Потому меньше покупаем. Когда будет хорошая работа, на цены не будем обращать внимание. Желания другие, потому что война. Если мы гуляем и заходим в кафе, то нам не хочется ничего покупать. Кофе выпили и больше ничего».
Есть ли в Харькове развлечения?
Центральный парк с фонтанами и аттракционами в самом сердце Харькова, который так любили его жители до войны, тоже пострадал от обстрелов. Его обстреляли уже 70 раз, здесь каждый второй аттракцион получил повреждения, погибли многие деревья и кустарники. Аттракционы до сих пор в полном объёме не восстановили.
Экопарк, по сути — контактный зоопарк, ещё одно любимое место харьковчан. В 2022 году он сильно пострадал от обстрелов, здесь погибло много животных. Часть смогли эвакуировать не только в другие города Украины, но и за границу. Сейчас вольеры практически восстановили и возвращают животных домой.
Во время войны Харьков остаётся городом, где проводят культурные и творческие мероприятия: выставки, концерты, литературные вечера. Нужно отметить, что многие творческие центры одновременно являются и волонтёрскими хабами – здесь плетут маскировочные сетки, заливают свечи на передовую или готовят сухие обеды для украинских военных
Прифронтовой Харьков многообразен: здесь уютные кафе с посетителями соседствуют с полуразбитыми или полностью разрушенными домами, дети продолжают обучаться в школе, и для этого они спускаются под землю или обучаются онлайн, кто-то может выйти погулять в парк, а кто-то давно уехал, спасая своих детей от войны.
Общественный транспорт, магазины и рынки во время воздушной тревоги работают – Харьков и харьковчане стараются жить даже под ежедневными воздушными атаками со стороны России.