
Фейсбук решил закрыть программу фактчекинга (проверка фактов) в американском сегменте платформы, мотивируя это стремлением «восстановить свободу слова». Этот шаг вызвал критику со стороны экспертов, которые предупреждают о рисках усиления дезинформации.
В Латвии программа пока продолжается. Основатель Фейсбука Марк Цукерберг подчеркнул, что компания «не планирует в ближайшее время прекращать фактчекинг в Европейском Союзе». Однако журналисты выражают опасения, что глобальные изменения могут повлиять и на Европу.
Что изменилось?
7 января 2025 года основатель Фейсбука Марк Цукерберг заявил, что компания прекращает сотрудничество с организациями, проверяющими достоверность информации. Решение пока затрагивает только американский сегмент платформы, однако эксперты не исключают, что в будущем оно может распространиться на другие страны.
Программа фактчекинга работала с 2016 года. Независимые организации, аккредитованные Международной сетью фактчекинга (IFCN), проверяли вирусные публикации, помечая ложные факты специальными плашками. Эти отметки помогали пользователям понять, какие посты содержат дезинформацию.
Теперь Фейсбук намерен заменить работу профессиональных фактчекеров системой «Примечания сообщества», которая предполагает, что пользователи сами будут добавлять комментарии к спорным публикациям.
Эксперты предупреждают, что этот подход не обеспечивает надёжной проверки и плохо защищён от манипуляций.
Фактчекеры не удаляли публикации
Инга Сприньге, журналистка-расследовательница и соосновательница Re:Baltica участвует в программе фактчекинга Meta в Латвии. Она выразила опасения по поводу последствий такого решения.
«Свобода слова в Фейсбук — это свобода дезинформации, пропаганды и троллей. Мы уже видели, как это произошло с X», — написала она.
По её словам, алгоритмы Фейсбука давно отдают приоритет эмоциональному контенту, который чаще всего оказывается манипулятивным.
А решение отказаться от профессиональных фактчекеров может только усугубить проблему.
Сприньге также подчеркнула важность различия между фактчекингом и модерацией контента.
«Фактчекеры никогда не удаляли публикации. Они только помечали посты и добавляли разъяснения. Решения о судьбе контента принимали алгоритмы или модераторы Meta», — отметила она.
Это подтвердил и главный редактор проекта «Проверено» и фактчекер эстонского Delfi Илья Бер: «Фактчекеры не удаляют, а добавляют информацию и таким образом “обогащают общественные дебаты, предоставляя контекст и факты, чтобы каждый ответственный гражданин мог сформировать собственное мнение”, заявили в Европейской сети стандартов фактчекинга в ответ на решение Цукерберга».
Бер также акцентирует внимание на том, что фактчекеры не заменяют свободу слова. «В мире информации фактчекеры делают то же, что врачи в мире физическом. Они выясняют все обстоятельства дела (обследуют пациента) и выносят свой вердикт (ставят диагноз)».
Что будет без фактчекеров?
Илья Бер считает, что решение Meta ошибочно. По его мнению, платформа сделала фактчекеров «козлами отпущения» вместо того, чтобы исправить свои алгоритмы.
«Цукерберг, который, вероятно, всё-таки знает, как именно функционирует его социальная сеть, сознательно решил сделать фактчекеров козлами отпущения», — пишет Бер.
По его мнению, отказ от программы приведёт к усилению дезинформации и кризисам. «Отмена механизма проверки фактов сделает крупнейшую платформу интернета ещё более информационно загрязнённой для пользователей и приведёт к новым скандалам и кризисам, связанным с “дипфейками”, выдуманными цитатами и конспирологическими теориями».
Бер также сомневается в эффективности «Примечаний сообщества»: «Система плохо защищена от манипуляций со стороны якобы случайных пользователей, которым могут, например, платить за достижение определённого политически или коммерчески обусловленного результата».
Что происходит в Латвии?
Пока изменения не затронули Латвию, и программа фактчекинга продолжается. Инга Сприньге подтверждает: «Re:Baltica, которая является официальным фактчекером Meta, это пока не затрагивает, так как программа прекращена только в США».
Тем не менее Сприньге отмечает, что Фейсбук уже давно ограничивает охват качественного контента. «Традиционным медиа давно урезали видимость. Даже посты Re:Baltica достигают ничтожной аудитории», — говорит она.
Этот тренд подтверждает исследование Института журналистики Reuters: за последние два года трафик с Фейсбука на новостные сайты сократился на две трети (67%).
Вместо новостей алгоритмы платформы начали активно продвигать развлекательный и эмоциональный контент, который больше вовлекает пользователей и приносит компании доход от рекламы.
Что дальше?
Эксперты сходятся во мнении, что решение Фейсбука негативно повлияет на качество информации, доступной пользователям. С одной стороны, фейков вряд ли станет больше, но без пометок фактчекеров их воздействие может усилиться.
Без профессиональных проверок пользователи могут столкнуться с усилением дезинформации, особенно в сложной геополитической обстановке.
Как отмечает Бер: «Чем больше решений отдавались на откуп алгоритмам, тем хуже оказывались результаты».
Если когда-то Meta всё-таки прекратит сотрудничество с европейскими организациями, пользователям придётся полагаться только на собственную критическую оценку.
По состоянию на конец 2023 года, Фейсбук насчитывал около 3,07 миллиарда ежемесячно активных пользователей по всему миру. Кроме того, ежедневно платформу посещают около 2,1 миллиарда человек.