Он умеет найти источник эмоций, сфокусироваться на нём, чтобы передать происходящее снимком. Его работы заставляют сопереживать, вызывают эмоции. Сам он говорит так: «Даже если люди находятся далеко от событий, которые я снимаю, мне важно, чтобы они видели то же самое, что вижу я. И чувствовали эти события».  

Его стиль — «сопоставление одного объекта с другим», и он не редактирует фотографии после нажатия кнопки затвора. То есть это 100% натуральность увиденного. Разные медиа — латвийские и не только, публиковали его работы, есть они и на «Чайке». Его фотографиями иллюстрируем мы и этот материал. 

Читай нас в Telegram

Мы не можем назвать его настоящее имя, и будем называть его Александром. С начала полномасштабной войны в Украине он уже был там не один раз, вот и сейчас вернулся из очередной поездки. Он не хочет, чтобы близкие знали о его поездках в опасные точки, не хочет, чтобы мама волновалась. 

В самом начале марта Александр вернулся из очередной поездки в Украину. Мы встретились с ним, чтобы узнать, что он там видел и чувствовал, чтобы услышать — чем живет сейчас Украина, о чём думают люди и что думает о своей поездке он сам.

«Это была моя третья поездка  за последние 12 месяцев.  Каждый раз в Украине я примерно шесть недель. Проехал в этот раз всю страну: от Львова до Харькова, от Одессы и Николаева до Киева с Полтавой. Был и в маленьких селах, и небольших городках. И попал в этот раз на трехлетнюю годовщину начала войны»

Несокрушимый Харьков

Александр говорит, что в Украине хочется много ходить. «В первые дни от этого болят мышцы, а потом день даже кажется неполноценным, если не прошёл пешком двадцать километров. Ужинаешь прекрасным борщом за полтора евро и на следующее утро готов к новому походу».

Харьков, где был в этот раз Александр, ему очень понравился. Говорит что город очень ухоженный и чистый, несмотря на ежедневные обстрелы.

«Харьков чище любого латвийского города! Не столько потому, что здесь действительно много выделяют ресурсов на облагораживание улиц, сколько потому, что оставшиеся вопреки обстрелам жители искренне любят свой город, и никому из них не придёт в голову мысль осквернить улицу обёрткой или сигаретой».

Хорошо отзывается он и о работе городского транспорта. Говорит, что он функционирует очень продуманно по времени, да и к тому же – бесплатно. «Как для прифронтового города – всё сделано эффективно. Вагонов метро, троллейбусов, трамваев не бывает ни полупустых ни переполненных».

О людях, которые живут в Харькове, Александр говорит, что они смелые. Несмотря на ежедневные обстрелы со стороны России, город живёт полной жизнью. 

Здесь можно пойти на спектакль, или на выставку картин, но только театр или выставочный зал будут подпольными – в убежище. Под землей в метро в Харькове и школы. Они так и называются – метрошколы

«Харьков поистине несокрушимый. Здесь об этом написано и на бигбордах. Так называют себя и сами харьковчане. Война их не сломала, а сплотила. Все хотят остановки войны, но никто не хочет невыгодных для Украины условий», — цитирует Александр слова украинцев.

Из города в город Александр добирался на украинских поездах. Аэропорты, естественно, закрыты, потому железная дорога стала основным транспортом как для украинцев, так и для гостей страны. 

«Люблю украинские ночные поезда. Доступные по цене, всего лишь 5 евро, включая бельё. Тёплые вагоны, 25 центов стоит чай у кондуктора. Свободных мест почти никогда нет, что делает УЗ (Украинские Железные Дороги) очень эффективными. Недорогой и максимально востребованный способ передвижения по Украине». За все шесть недель пребывания в Украине, рассказывает  Александр, он потратил на проживание всего 400 евро.

Сирены слышны ежедневно. Взрывы тоже. Но местные, акцентирует Александр, на них почти не реагируют. Главный источник информации для людей — это телеграмм-каналы. В них точная информация о том, сколько и где именно ещё не сбитых дронов и ракет кружат над регионами страны.

«Бирлин» и русский язык

«Был во Львове, Полтаве, Харькове и области, Днепре, Павлограде, Одессе, Николаев, Нежине, Киеве. Где-то дольше, где-то на пару часов. В Циркунах (село в Харьковской области), увидел танк с надписью «На Бирлин». Думал, местные посмеялись. Оказалось – нет, с таким танком «бирлинским» россияне заехали в село и здесь его уже украинцы и «припарковали».

Отличия между городами очень чувствуются, утверждает Александр: «Например, в Харькове, Днепре, Одессе, во всей восточной Украине — местные чаще говорят на украинском языке. Но никто не сделает замечания, если ты говоришь по-русски, и сами перейдут на русский, если ты не на 100% понимаешь украинский. В городах на западе Украины тебе могут сделать замечание, если заговоришь по-русски».

Здесь следят за чужаками, и это обнадеживает

Однако, тут же добавляет Александр, как только украинцы понимали, что он из стран Балтии, всегда выражали свою благодарность.  

«В Николаеве ко мне подошёл мужчина, когда я фотографировал разрушенное административное здание. Он возмущенно спросил, что поменяется от того, что я фотографирую руины. Но как только я представился фотографом из Латвии, он тут же пожал мне руку и сказал, что с Балтией у украинцев особые добрые отношения».

Люди с фотоаппаратом в Украине вызывают интерес и недоверие. Это понятно – в стране война. Александр говорит, что и местные люди, и полиция постоянно подходят узнать, зачем он делает снимки. 

«Полиция просит предъявить документы очень часто, и это даже больше обнадёживает, чем мешает. А если подходят местные, для меня это повод завести разговор. Украинцы всегда открыты».

Местные жалуются на коррупцию

Местные говорят обо всём, что их тревожит — часто спрашивают, когда закончится война, рассказывают о ценах и бытовых сложностях. Говорят и о коррупции: «Мне, как иностранцу, никто не стесняется высказывать сильнейшую критику от местной до верховной власти — от мелкой коррупции, до несправедливой мобилизации, от которой богатые люди имеют возможность откупиться». Однако, по словам Александра, Европу и Америку не критикуют, возможно, допускает он, при нём сдерживались. 

Александр говорит, что сам не сталкивался с коррупцией в Украине. «Мне кажется, в этом явлении здесь, в Украине, не последнюю роль играет когда-то пришедшее из России и до сих пор не искоренившееся высокомерное и надменное отношение чиновника к местному простому человеку», — размышляет он.

Украинцы не тратят время на пустословие 

Заметил Александр и то, что определённая часть часть украинцев хотели бы уехать из опасных мест, но не могут. «Говорят, что страшно, однако не едут.  Просто из-за нехватки средств на переселение».

Украину Александр называет  уникальной. «Как только пересекаешь границу, чувствуешь в людях искренность, настоящесть. Тебе скажут в лицо то, что думают. Здесь не тратят драгоценное, имеющееся не в полном объёме время на пустословие, лесть и лицемерие. Мысль “зачем?” даже не приходит людям в голову, если кто-то нуждается в помощи».

Александр говорит, что такое эмоциональное наполнение освежает, особенно после «безразличия и грубости, с которыми сталкиваешься дома по любым бытовым пустякам».

Что им помогает не бояться?

Эта поездка Александра в Украину совпала с третьей годовщиной начала войны. «В этот день я был в Николаеве. Для украинцев полномасштабное вторжение стало шоком, который одним моментом сплотил всю страну против бывшего соседа, теперь врага. Часто только в момент потери ты понимаешь, насколько сильно ты что-то любил или любишь», — говорит Александр. 

По его словам, на вопрос «что помогает вам не бояться», он слышал от украинцев: «Любовь к родине». 

С Александром интересно разговаривать и слушать его выводы. Он говорит, что война – лакмусовая бумажка, которая показала, на что способен человек. «Лучшие люди защищают родину из любви к ней, а худшие, безразлично относящиеся к собственной, вторгаются к соседям из-за зависти», — рассуждает он.

Фото, которые могли бы принести пользу

Харьков и Даугавпилс  — города побратимы. Потому фотографии из Украины Александр хотел передать для городской фотовыставки про Украину, которую организовывали местные власти к третьей годовщине начала российско-украинской войны. «Но мои фотографии с сегодняшней Украиной не взяли. Вместо этого горожанам и гостям Даугавпилса предложили посмотреть Украину довоенную, которой по сути уже нет.  Например, Бахмут. Его нет в природе, его не осталось. Там руины»…

«У меня тысячи фотографий из Украины. Чтобы люди могли видеть, что такое война и к каким последствиям она приводит, фото я готов передать беспатно. Возможно, в медиа или местным активистам. Я хочу, чтобы они приносили пользу», — говорит Александр и уточняет, что связаться с ним можно через инстаграм @uneditedphoto.  

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments