
Елена Вихрова — журналистка Латвийского радио 4. Слушатели «Домской площади» хорошо знают Лену по её голосу и интересным репортажам. Но уже почти три месяца её нет в эфире. Работать не позволяет зрение — Лена практически ничего не видит.
«Я вижу разноцветные пятна разных размеров. Из-за того, что раньше зрение было сильно лучше и я знаю, как всё выглядит, я могу достроить в голове, что это такое. Ну, например, я вижу красное пятно определённых размеров в определённом месте, и я понимаю, что это, вероятно, машина», — рассказывает Елена в программе Алексея Дунды «Кейс: Увидеть путь».
Благотворительный проект «Зелёная лампа» объявил об акции помощи Елене — идёт сбор денег на операцию в клинике Blue Eye в Милане. В Латвии такие операции не делают, ей нужна послойная трансплантация роговицы.
Что случилось
У Елены — наследственное заболевание, мама и бабушка также имеют подобные проблемы. Специфика болезни заключается в том, что на роговице в больших количествах начинает вырабатываться белок, рассказывает в программе «Кейс» Елена. Белок разрушает роговицу, она теряет прозрачность и человек видит будто через мутное стекло.
Диагноз ей поставили ещё в детстве, когда зрение, по её словам, было «идеальным». «Мне было лет десять. Заболели глаза, меня отвели к окулисту, и он сказал, что у меня такая же история», — рассказывает Лена. С того момента зрение стало медленно ухудшаться.
«Периодически у этого заболевания случается кризис, когда этот процесс происходит особенно интенсивно. У меня сейчас как раз такой процесс. У меня кризис, и мои роговицы уже настолько непрозрачные, что их надо менять, и шансов на то, что они сами вдруг станут прозрачными, нет», — говорит Лена.
Елене уже делали пересадку роговицы на оба глаза около 5 лет назад. «Эта операция улучшила моё зрение на некоторое время процентов на 50%. Я хорошо видела первые несколько лет, потом моё заболевание стало портить и донорские роговицы. Сейчас эти роговицы уже непрозрачные, и я не вижу», — рассказывает она.
Елена вспоминает, что вернувшись домой после пересадки, которую делала в Москве, и выглянув в окно, поняла, что всё выглядит вообще не так, как она представляла до операции. Она увидела, какой на самом деле «яркий и чудесный мир». И когда Лена снова стала проваливаться в темноту, ей было очень тяжело психологически. «Я не хотела опять падать в эту бездну…», — говорит она.
Свой последний сюжет для ЛСМ+ в январе этого года Лена делала уже практически вслепую. Это был сюжет про добровольных пожарных в Энгуре. Посмотреть его можно здесь. Лена была вынуждена признаться, что практически ничего не видит.
«Мне пришлось показать эту уязвимость, а это не всегда просто. Во-вторых, это немножко страшновато, ты кажешься смешным…», — делится Лена.
На той съёмке глазами журналистки был её оператор. «Он оказался таким очень эмпатичным, и когда мы шли, и на дороге лежал какой-то шланг, он такой: “Лена, осторожно, переступи”, он следил за мной, и мы вдвоём справились»…
Чтобы написать текст, Лена закапывала в глаза «искусственную слезу». «Она создаёт такую линзу, и пока ты не моргнул, ты как будто что-то видишь…», — объясняет Лена.
Пока Лена писала текст к этому сюжету, она использовала больше половины тюбика этой «искусственный слезы». «И я поняла, что дальше так не может продолжаться. Надо уходить на больничный…», — говорит Лена.
А ещё Елена воспитывает особенного сына — у Тима диагностировано расстройство аутистического спектра (аутизм). Тим — совершенно удивительный мальчик, Лена регулярно публикует на своей странице на Фейсбуке его невероятные цитаты и видео с ним под тегом #тимговорит.
Вот, например:
— Когда люди влюбляются, они теряют гравитацию и взлетают (Тим фанат Бусулиса)
— А ты хоть раз видел летающего от любви человека?
— Да, мы когда ждали девочек во Флоренции у Собора, там была свадьба, и жених и невеста взлетели. Ну правда не высоко-высоко, а чуть-чуть над землей приподнялись.
— А почему невысоко? Значит они не очень сильно влюблены?
— Нет. Высоко никогда не поднимаются. Это так специально устроено, чтобы те кто, боится высоты, не пугались сильно.
— А почему я тогда никогда не видела на улицах летающих людей?
— Это потому что ты все время в телефон смотришь в этот момент, мама!

Лена старается держаться, говорит, что поддаваться депрессивному состоянию нельзя, хоть так было бы легче всего.
«Очень легко начать себя жалеть. Не хочу так жить, сидя в уголочке и жалея себя. Не нужно поддаваться унынию и скатываться в жертву. Это путь в никуда, он самый простой и самый привлекательный, особенно когда ты не в ресурсе, но оттуда потом не выбраться»
Как мы можем помочь
Случай Елены — очень сложный, в Латвии ей помочь не могут. Но через наших врачей нашли клинику — Blue Eye в Милане, где используют самые современные технологии и могут сделать Елене послойную трансплантацию роговицы.
Цена зрения для Лены — 10 000 евро за операцию каждого глаза. Первая операция назначена уже на 7 апреля. Вторую нужно будет делать через полгода.
Также нужна поддержка для оплаты дорожных расходов. Сейчас Лена может рассчитывать только на поддержку отзывчивых людей.
Чтобы ей помочь, можно позвонить на благотворительный телефон: 9 000 63 84 (1,42 евро за звонок).
Можно также перечислить деньги на счёт, который открыл для Елены Храповицкой (это официальная фамилия Лены по паспорту) благотворительный фонд BeOpen.
Никакие отчисления с денег, поступивших на счёт, не производится.
Реквизиты:
Labdarības fonds BeOpen
Reģ.Nr. 50008218201
Konta Nr LV69CBBR1123215500800
Bankas SWIFT kods: CBBRLV22 (BluOr Bank AS)
Mērķis: Zaļā lampa. Palīdzība Jeļenai Hrapovickaj (Vihrovai)
