Сгорел дом, но не надежда. История Игоря, в которой есть и «Артек», и приют для бездомных

Игорь, житель приюта в Даугавпилсе. Фото сделано участниками проекта "НАДЕЖДА: бездомные тоже люди"
Игорь, житель приюта в Даугавпилсе. Фото сделано участниками проекта "НАДЕЖДА: бездомные тоже люди"

Когда Игорь был школьником, его отправили в самый известный в СССР пионерский лагерь «Артек». После школы он стал строителем и позже уехал на заработки в Германию. Работал, копил, надеялся на спокойное будущее. Но всё оборвалось в один момент.

Пожар, возникший из-за взорвавшегося газового баллона, уничтожил дом и всё, что было у Игоря. 

Поддержи «Чайку»:

Сейчас он живёт в приюте для бездомных в Даугавпилсе. 

Игорь — герой проекта HOPE: Homeless Are People («НАДЕЖДА: бездомные тоже люди»). Его цель — попытаться изменить отношение общества к бездомным, разрушить стереотипы, существующие в отношении таких людей, и помочь конкретным жителям приюта в Даугавпилсе. 

Проект финансируется Европейским корпусом солидарности и осуществляется неправительственной организацией Miromida. В нём участвуют шесть молодых людей из Латгалии, в числе которых и я — Вероника Казакевича, автор этого текста. Подробнее о проекте можно прочитать здесь

«Артек», Афган и планы на будущее

Игорю 58 лет. Он родился в Даугавпилсе. В детстве он был активным и целеустремлённым мальчишкой — за успехи в школе в 1981 году его даже отправляли в «Артек». Об этом он рассказывает с явной гордостью. 

В годы службы в армии ему пришлось побывать на Афганской войне, но об этом Игорь подробно не рассказал, упомянув только, что «в 1985 — 1987 оказался на войне». 

Он с юности привык трудиться. Получил среднетехническое образование в Даугавпилсе — закончил техникум, и выбрал профессию строителя. 

«Я строил всё — от фундамента до крыши. 30 лет стажа», — говорит Игорь. За годы работы он сменил множество объектов, строил добросовестно, и сейчас по-настоящему гордится своим делом.

В Германию Игорь поехал, чтобы заработать денег на спокойную жизнь. В его доме в Даугавпилсе в это время жила его гражданская жена. И всё, что произойдёт дальше, полностью изменит жизнь Игоря. 

«Я вернулся из командировки, а дома уже не было. Женщина, с которой я жил, запила. Не уследила, взорвался газовый баллон. От дома осталась только труба…», — рассказывает Игорь. 

Он рассказывает это с улыбкой, шутит, будто бы всё, что с ним произошло, он научился воспринимать спокойно, без лишних эмоций. 

Но на самом деле этот пожар забрал всё. Родителей у Игоря не было, родных — тоже. «Куда мне идти? Пришлось сюда, в приют…», — говорит он. 

Обратиться в Даугавпилсский приют Игорю посоветовала знакомая женщина, которая рассказала, что там ему должны помочь — дать крышу над головой. Это был его первый приход в приют для бездомных. Шок, одиночество, стыд — всё смешалось.


«Сначала было дико, стыдно, неудобно. Но через месяц освоился, познакомился со всеми. Я считаю, что человек такая сущность, которая способна привыкать ко всему».

Попытка начать всё заново

Со своим положением Игорь не смирился. Работники приюта помогли устроиться на работу в компанию Ķekava в Риге. Жизнь, казалось, начала налаживаться. 

«На заработанные деньги я снимал дом. Четыре года жил как человек. Платил за дрова, за всё. Думал — выбрался…»,- вспоминает мужчина. 

Но снова не получилось — работы не стало и Игорь во второй раз оказался в приюте в Даугавпилсе.

Жизнь сегодня

Сейчас Игорь живёт в приюте уже полтора года. Он признаёт — тяжело, но не ужасно. «Тут дают отработку — три часа в день. Кухня всегда работает, можно приготовить. Главное — продукты купить».

Несмотря на некоторые бытовые проблемы в приюте — например, Игорь хотел бы чаще принимать душ, но, по его словам, количество таких посещений ограничивают — зимой раз в неделю, а летом — два, оптимизма он не теряет. 

Он с улыбкой говорит о людях в приюте:
«Наше крыло — это семья. У кого чего нет — делимся». 

Игорь очень общительный и открытый человек, у него много друзей, для него это важно. Он говорит, что несмотря на всё, остался человеком с принципами:
«Просить на улице? Нет! Не про меня это».

У Игоря есть долги по алиментам, что также загнали его в тупик.

У него есть возможность встать на очередь в социальном доме на улице Шаура, 28, но он отказывается: «Я жил в доме. Снимал полностью сам. А это — тесная комнатушка: кровать, стол, шкаф и всё. Одному там скучно».

Мечта у него простая:
«Хочу свою хату. Маленькую, но свою. Это главное».

Работа — это путь

Игорь пытается найти работу, несмотря на то, что сталкивается с эйджизмом — говорит, что его не берут из-за возраста. «Им нужны сорокалетние. А я свои годы никуда не дену», — говорит он. 

Но рук Игорь не опускает — подрабатывает, помогает на стройке.
Он считает, что работа — это основа всего.
«Без труда, без знаний — ты ноль. Ребят много приходят на стройку, но работать не хотят. А ведь мы в их возрасте пахали».

О будущем

Когда его спрашивают, чего он хочет, он с иронией отвечает:
«Можешь жену подогнать когда-нибудь», и смеётся. Но если серьёзно, его мечта — дом, спокойствие и пенсия. Хотя бы немного стабильности.

Совет молодёжи

Заканчивая наш разговор, я попросила Игоря дать совет моим сверстникам, молодёжи. Он заулыбался и сказал: «Сколько бы вам не говорили — вы же не послушаете. Но мой совет: работайте. Не ленитесь. Без работы вы ничего не добьётесь».

История Игоря — это рассказ о человеке, который, несмотря на трудности бездомной жизни, не теряет надежды и веры в себя. Даже потеряв всё, он продолжает бороться за лучшее будущее и мечтает о своём доме.

Одна из важных задач нашего проекта: помочь нашим героям в поиске работы. 

Если кто-то из наших читателей мог бы что-то предложить или поделиться идеями по этому поводу, мы были бы вам очень благодарны! Связаться с нами можно по электронной почте [email protected]

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments