Ольга Кошмане, 59 лет, 4 года работает кондуктором трамвая в Даугавпилсе. Женщина рассказала о том, что делают кондукторы, когда пассажир не платит за проезд, о своей зарплате и наказании для кондукторов.

Раньше я работала бухгалтером, но потом на предприятии начались проблемы с деньгами, и я начала искать новую работу. Хотелось стабильной работы и меньше стресса. Вакансии тогда были на предприятии “Даугавпилс сатиксме”. Я послала туда CV, а через три дня меня пригласили в офис.

Поддержи «Чайку»:

Свой первый рабочий день я хорошо помню. Я получила кондукторскую сумку, билеты, жилетку и разменных монет на 20 евро. Ещё кассир мне выдала наряды — такие бланки, в которые нужно записывать маршруты (начало и конец маршрута) и количество выданных билетов за рейс. Сначала я боялась, что меня будет укачивать, но обошлось. И первые три дня я работала на маршруте № 2. Ездила от депо до хлебокомбината и обратно. Там меньше пассажиров, и работать легко. Я спокойно успевала проверить все документы и продать билеты. Я была довольна. Потом на других маршрутах было сложнее.

О специфике работы

Самое тяжёлое — первая смена. Очень хочется спать. Первый рейс — в 5:15, а на работу мы должны прийти за 10 минут до отправления. Мы идем к диспетчеру, отмечаемся, он говорит, в какой трамвай идти, и мы с водителем идём. Всю смену мы ездим по одному и тому же маршруту, на следующий день — по другому. График работы у нас такой — три дня (с 5.15 до 14.00 или с 14.00 до 20.00 или с 14.26 до 23.59) работаем, потом выходной. Но зимой, когда все часто болеют, диспетчер может позвонить в 5 утра в твой выходной и попросить выйти на работу. Живу я недалеко, на Химии, поэтому собираюсь и бегу. Бывает, что просят остаться до 6 вечера, ещё на несколько рейсов, потому что некому работать.

Кондуктор целый день на ногах. На 1-ом маршруте (от депо до ж/д вокзала) людей больше всего. В среднем за свой рабочий день я могу продать около 200-500 билетов, но пассажиров гораздо больше, есть ведь еще пенсионеры и другие льготники, учет которых не ведется. Трамвай едет, а мы все время ходим по вагону. Деньги, ноги пассажиров, деньги, ноги, быстрее, новая остановка, люди заходят, снова деньги, ноги, в лицо не смотрим, некогда. Работа рутинная, не успеваешь ни о чем другом и подумать. Устаешь очень, болят ноги. У некоторых и проблемы с позвоночником бывают. У меня пока нет.

Сложнее работать, как ни странно, в новых трамваях. Мне кажется, что и этот wi-fi, целый день включённый, влияет. И в них упасть можно — внутри салона есть ступеньки. С них иногда падают на пол и пассажиры, и кондуктор может упасть, если водитель резко затормозит.

За смену собирается целый пакет монет. Выручку в конце смены сдаю в кассу. Я раскладываю деньги по конвертикам по номиналу и пишу, сколько там денег, а потом отдаю вместе с нарядами кассиру. Он проверяет весь мой отчёт, а потом выписывает наряд на завтра. После последнего рейса складываем свою амуницию в свой шкафчик и идём домой.

В нашей профессии нет романтики. Она достаточно однообразная. Через несколько лет она, возможно, перестанет существовать. Мы слышали, что в общественном транспорте нашего города хотят ввести электронную систему учета пассажиров, т.е. ввести специальные электронные карточки для проезда жителей и считыватели в трамваях. Тогда кондукторы будут просто не нужны. Профессия уйдет в прошлое из-за технического прогресса. Без работы на нашем предприятии могут остаться около 100 человек. Но пока мы работаем.

О пассажирах

В трамвае есть правила. Например, нельзя ехать с мороженным, с собаками без намордников, нельзя пить и курить в вагоне. Но люди не всегда так делают. Тогда мы их предупреждаем, но если человек продолжает нарушать порядок, то мы звоним диспетчеру, который вызывает муниципальную полицию.

Бывает, ездят и бездомные. У них нет ни денег, ни документов. Был у меня случай, когда бездомный с удостоверением инвалида катался на трамвае, на конечной не вышел, заехал в депо. Я спрашиваю — выходим? А он не выходит. Сел, съел свою булочку. Едем дальше. Он спать лег на сиденья. Час пик приближается, людей в вагоне становится больше, а бездомный лежит на двух сиденьях и спит. Вот куда его деть? Позвонила диспетчеру, спросила, что с ним делать. Диспетчер говорит: «Ну посмотри, что он дальше будет делать». А он спит и всё. Позвонили в итоге в муниципальную полицию.

Когда я стала работать кондуктором, я поняла, что нужно знать английский, хотя бы немного. Летом в Даугавпилсе много туристов. Они едут и в Крепость, и в Стропы, и просто по городу. Иногда вижу, что они показывают на карте место и понимаю, что едут они совсем не туда, тогда объясняю, что им делать, помогаю сориентироваться. Например, говорю, что это не тот трамвай, им нужен другой номер, могу сказать, где лучше выйти и как пересесть на другой трамвай. К счастью, английский я учила раньше, и теперь он мне пригодился. Могу простыми словами объяснить, что нужно.

Был случай, который я до сих вспоминаю с улыбкой. В тот день я работала на третьем маршруте (Крепость — Стропы). Мы отъехали от Центральной больницы в Стропах. Был вечер, зима, на улице холодно и темно, вошла пожилая женщина. Билет тогда стоил 43 цента, а у нее было, кажется, центов 15. Что я должна была делать? Попросить выйти из трамвая? Мало ли что у неё случилось, раз из больницы ехала. Я доложила за неё сама из своих денег. Через несколько дней я пришла на работу, а мне передают подарочек для Оли Кошман (мы тогда на работе носили бейджики с фамилией). Там была коробочка конфет «Мерси», 50 центов и записочка со словами: «Большое вам спасибо!». Мне было так приятно!

Кондуктор Ольга Кошмане
Фото: Сергей Соколов

О конфликтах и стрессах

Каждое утро я настраиваю себя на то, что всё будет хорошо. Но бывает по разному. Однажды мы ехали по первому маршруту в центре города, было поздно, около одиннадцати вечера. Людей было много. Только отъехали от остановки у университета, как в заднее стекло влетела бутылка спиртного. Причём, полная и даже не открытая. Я в тот момент была у кабины водителя и услышала крик пассажиров. Стекло раскрошилось на мелкие кусочки. Я успокаивала людей, почистила сиденья от стекла, объяснила пассажирам, что надо ждать полицию. Полицейские приехали минут через двадцать, всё сфотографировали. Наши видеокамеры не зафиксировали нарушителя. Было уже темно. Люди только успели заметить, что какой-то парень убегал. Потом мне ещё пришлось ходить в полицию давать показания.

Люди в трамвае встречаются разные. В основном наши жители приветливые и отзывчивые, относятся к нам с уважением, так же как и мы к ним. Но бывает, что едут и люди, которые не желают соблюдать правила, конфликтуют, ведут себя вызывающе. Это немного раздражает, но долго я об этих ситуациях не думаю, нет времени. Могу иногда немного поворчать, хотя это не в моих привычках.

У меня есть свой рецепт, как снять стресс после работы. Когда я прихожу домой, я обязательно принимаю горячий душ, с головой, чтобы снять усталость. Пью крепкий чай или кофе и ложусь отдыхать.

О зарплате и наказании

Контролёры в трамваях наших людей уже не пугают, потому что их не штрафуют, штрафы отменили. Получается, что проверяют только нас, кондукторов. Если человек не купил билет — виноват кондуктор. Нас за это тоже не штрафуют, но вызывают в офис на комиссию, и мы должны объяснять, как и почему так получилось. А это стресс для человека. В этом году у меня пока таких случаев не было. Возможно, в этом году эти правила изменятся.

Когда человек отказывается покупать билет, а проездного у него нет, мы просим его выйти из трамвая на ближайшей остановке. Если отказывается выходить, сообщаем диспетчеру.

Недавно мне вручили почетную грамоту за внимание к пассажирам и позитивное отношение к работе. Мне было очень приятно, и это подняло мне настроение на весь день.

Вообще, условия у нас нормальные. У нас есть возможность передохнуть между рейсами, есть время на обед (20-30 минут). Для этого в здании офиса оборудовали специальное помещение, где есть и стол со стульями, и диван, и холодильник, чайник, микроволновка. Зарплату платят вовремя, премии к праздникам выплачивают. Если мы выходим работать два раза в день: и утром, и вечером, то оплата выше где-то в полтора раза. За работу в праздники и выходные нам платят в двойном размере. В обычные месяцы без праздников и переработок можно заработать среднюю зарплату по городу (400 — 600 евро на руки). Из льгот — кондукторы могут бесплатно ездить в трамваях. Для меня еще важно, что здесь работа хоть и физическая, но зато каждый новый день начинается с чистого листа. Все, что было сегодня на работе, придя домой вечером, я могу спокойно забыть и не возвращаться к этому утром.

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
1 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments