28 апреля в Эстонии прошёл чемпионат страны по фехтованию на шпагах среди детей 2007 года рождения. Даугавпилсские спортсмены, которых тренируют Александр Пляскин, Сергей Павлов и Юлия Вансович, привезли домой золотые медали. Юлия Вансович рассказала о психологических ломках спортсменов, о своём участии в Олимпиаде в Сиднее и о личном счастье профессионального спортсмена.

О детстве и спортивном лагере

У меня мужской характер. Я никогда ничего не боялась. И была дворовым ребёнком, с мальчишками днями носилась. Играли в викингов – дрались на самодельных мечах, фехтовали прутьями, как мушкетёры. Однажды в школу пришёл Виктор Добкевич, он набирал группу фехтовальщиков. И я пошла. А потом меня взяли в спортивный лагерь, и я провела в нём все три смены. Причём, третий месяц – это был общегородской спортивный лагерь, там тренировались взрослые ребята, я была самой младшей, 10 лет. И я стояла в одном строю с чемпионом мира по фехтованию Сергеем Костаревым, он тогда жил уже в Москве и приезжал летом на каникулы.

Поддержи «Чайку»:

О первом тренере

Моим первым тренером был Виктор Михайлович Добкевич. Мы занимались в ДКХ, это было при Детско-юношеской школе №1. Бывало так, что из всей группы я одна на тренировку приходила. И Виктор Михайлович одевался и давал мне индивидуальную тренировку. Гонял меня по всему залу. Он до сих пор мне говорит, что я не умею делать выпад (смеётся). Он – рапирист, а в рапире выпад – это всё. А я потом перешла на шпагу, и для меня этот выпад не так важен, у нас другая техника.

О первых победах и неудачах

Первые соревнования были во Пскове, мне было 11 лет, а соревновались девочки старше меня, 1972 года (Юлия – 1975 г.р., -прим.). И я заняла 3 место. И девочки мне подписали открытку, написали, что третье место – это очень круто. У меня до сих пор эта открытка хранится.

Потом я была призёром на школьных спартакиадах, и Александр Рафаилович Пляскин взял меня в старшую группу, я тренировалась с девочками 72 – 73 года, и уже не на рапире, а на шпаге. И в 1989 году я, вместе с Викторией Яблонской (теперь она Виктория Раубишко), попала в состав «ЦС Динамо» на первенство Советского Союза. Мне было 14 лет, и я помню, что именно там у меня начались психологические ломки. До этого я не понимала, что я могу выиграть, и не было страха проиграть. А тут очень хотелось выиграть, но я не справилась со своим страхом и проиграла. А Вика выиграла. Она стала победительницей Советского Союза среди кадетов на шпаге и попала в сборную Союза.

А летом этого же года был Кубок СССР среди взрослых, на который меня выставили от Латвии. И мне там удалось попасть в 16, что соответствовало разряду мастера спорта Советского Союза. В фехтовании в 14 лет никто мастера спорта не выполнял. А я выполнила.

Вообще на союзных чемпионатах мне не очень везло, золото мне не давалось. Единственное, что у меня получилось – это в командных соревнованиях за «Динамо». Так что титул чемпионки СССР у меня тоже есть.

В 1990 году меня включили в состав сборной Советского Союза на первенство мира, которое проходило в Италии, в Фодже. Но на нём я выступала уже в «мастерке» Латвии – белой, с тремя звёздами. Все спрашивали, что это, откуда. И мне надо было на ломаном английском объяснять, что мы из страны, которая только ещё будет. И спустя 29 лет, в этом году, я со своей ученицей поехала в Фоджу, где она заняла 16 место на Чемпионате Европы.

Чемпионаты Латвии я выигрывала лет 15 подряд. В Латвии такая ситуация сложилась, что женская шпага была только в Даугавпилсе.

Тренер по фехтованию Юлия Вансович
Фото: Михаил Рыжков

О пути к Олимпиаде

У меня была возможность поехать на Олимпиаду в 1996 году. Но я не смогла поехать, так как буквально за три дня до турнира сказали: «На деньги, едь». Но это было невозможно, я не была готова.

А потом был отборочный на Олимпиаду в Сидней. Я решила, что поеду. Решила, что если не найдут денег, то я возьму в долг, и поеду сама. Но Александр Рафаилович нашёл деньги, взял на себя все административные вопросы, договорился по старым связям на сборы со сборной России перед этим турниром.

Олимпиада была моим самым главным желанием. Я всегда загадывала его. Однажды в Болгарии горничная в гостинице предложила мне погадать на картах Таро. Я не суеверный человек, но мне было интересно, и я согласилась. Она сказала мне загадать желание. Я снова загадала попасть на Олимпиаду. Она сказала, что моё желание исполнится в мае 2000 года. Я ещё удивилась, ведь Олимпиада в сентябре, как в мае? А в мае были отборочные, на которых я заработала путёвку на Олимпиаду.

Об Олимпиаде в Сиднее

Я была там целый месяц – от открытия до закрытия. Моя задача была – попасть в 16. В 32 я попала легко, соперницы были слабее, я это знала. А вот за выход в 16 я со своим 31 номером соревновалась с 2 номером в мировой классификации. Левша, венгерка, крупнее и сильнее меня, опытная. Но тренер мне тогда сказал, что я должна задать максимальный темп, загонять её так, чтобы она не успевала до меня дотронуться. Я включила полный электровеник, насколько могла. Соперница этого не ожидала. За первую трёхминутку у нас счёт был 14:11, я вела. В общем, выиграла я тот бой. Безо всякого международного рейтинга взяла и выиграла у второго номера в мире. А потом у меня был бой с венгеркой Тимеа Надь, я проиграла ей 15:8. Она стала Олимпийской чемпионкой. Я осталась на 16 месте. Но для меня это была победа, я свою Олимпиаду выиграла.

О возвращении домой

Я вернулась победителем. Я была единственной из Даугавпилса на этой Олимпиаде. Изменился круг общения. Меня включили в Олимпийскую сборную. Фактически только тогда я стала профессиональной спортсменкой. Это другое отношение, медицинское обслуживание, питание, поездки, соревнования. Я даже баллотировалась в депутаты Сейма, не прошла, слава Богу (смеётся).

Чтобы попасть на Олимпиаду 2004 года по рейтингу, мне не хватило несколько пунктов. Я поехала на отборочные, уверенная в том, что пройду. Но мне ужасно не везло. Неудобные соперники, которых я не могла просчитать. И я не прошла.

Следующие 4 года я ещё оставалась в Олимпийской сборной и готовилась. Я пахала, но уже чувствовала себя на пределе, я всё больше понимала, что загоняю себя в угол, и что у меня ничего не получается. Чтобы попасть по рейтингу, нужно было участвовать на всех этапах. Мы составили программу, по которой я должна была раз в неделю участвовать в серьёзных соревнованиях. Первое в Китае, потом в Сиднее, потом Монреаль, потом Куба. И практически нигде я не вошла в 64. Всё хуже и хуже.

Каждое такое поражение – удар не только по самолюбию, но и по здоровью. К тому моменту у меня были и личные проблемы, я развелась с мужем. И когда я поехала на отборочные, у меня уже не было уверенности в себе. Я делала всё, что могла, боролась до последнего, но я проиграла бой за вход в полуфинал 15:14. Потом еще был неудачный для меня европейский турнир. И я решила оставить активную спортивную карьеру.

Кубки Юлии Вансович
Кубки Юлии Вансович

Сейчас я фехтую два раза в год – это чемпионат Латвии и Кубок Латвии. В июне прошлого года я выиграла Чемпионат, а в декабре Кубок проиграла, стала второй.

О работе тренером

Тренером я работаю с 1996 года, когда закончила наш Университет. Сейчас мы называемся отделением фехтования Даугавпилсской школы индивидуальных видов спорта. Последние соревнования прошли 28 апреля в Эстонии. Выступили очень хорошо. В личных соревнованиях Валерия Слобода заняла первое место, Мартин Магомедов – третье, в командных – и девочки, и мальчики забрали золото. И это важная победа, потому что, если Литву мы выигрываем практически всегда, то Эстония – это фехтовальная держава. У них есть чемпионы мира, участники Олимпиад, у них мощная школа, сильные команды. Но в последнее время нашим кадетам удаётся их побеждать.

Из наших воспитанников отмечу ещё Нелли Михееву – она 16-ая на чемпионате Европы среди кадетов, трижды завоёвывала серебро на этапах Кубков Европы и Кирилла Кузнецова – серебро и бронза на этапах Кубков мира.

О школе фехтования

У нас занимаются дети, начиная с первого класса. Но вообще берём постарше. Первоклашки ещё не очень готовы физически и морально. Здесь главное – не боятся, что тебя уколют. Фехтование, вообще-то, не самый травматичный вид спорта. У нас гораздо безопаснее, чем, например, в хоккее, футболе или в боксе. Мы очень хорошо защищены экипировкой. Конечно, бывают царапины, травмы от жёстких ударов, но это всё проходит без последствий.

Полная экипировка для фехтования стоит от 300 до 500 евро. Но мы не советуем родителям сразу всё покупать. Этот вид спорта очень сложный технически. Не все могут им заниматься, не все выдерживают. И бывает, что через какое-то время мы говорим родителям, чтобы попробовали другой вид спорта. Потому, что ребёнок мучается, ходит только для того, чтобы родителей не обидеть, и мы с ним мучаемся, тратим на него время.

Занятия в школе бесплатные. И возвращаясь к экипировке: не нужно сразу покупать. У нас можно взять в аренду. Ну а если уж и это не по карману, то мы всё равно ребёнка неодетым фехтовать не выведем.

Фехтование учит очень быстро принимать решения и отвечать за них. Когда я закончила свою активную спортивную карьеру, у меня было ощущение, что жизнь – очень медленная.

О личном

Когда я закончила с фехтованием, я поставила цель – родить ребёнка. У меня всё так – ставлю цель и иду к ней. 9 лет назад родился Эдгар, 5 лет назад родился Роланд. Все мои цели и мечты теперь связаны с детьми. Я бы хотела, чтобы они нашли себя, были счастливыми. Я обычная мама.

Мои тренерские амбиции не так сильны, какими были мои спортивные амбиции. Конечно, я хотела бы медалей на мире или на Европе для кого-нибудь из моих учеников. Для кого именно – не могу сказать, любой может выстрелить.

Счастливая личная жизнь в большом спорте возможна только тогда, когда рядом – понимающий человек. Когда мужчина готов выводить свою женщину на пьедестал, а сам быть чуть ниже, но рядышком. Когда готов чем-то жертвовать. Моя счастливая жизнь сложилась тогда, когда я уже всего добилась как спортсменка, когда я уже закончила спортивную карьеру. А мой первый брак распался из-за того, что меня месяцами не было дома. А когда я была дома, я приходила в 9 часов вечера совершенно измождённая тренировками.

Я счастливый человек. Я считаю, что если твоё хобби становится профессией, то это — счастье. Я всю жизнь делаю то, что мне нравится, и то, что я умею делать. И если моя работа приносит хорошие результаты, и мои ученики добиваются побед, то я счастлива вдвойне.

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
1 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments
trackback

[…] по фехтованию Юлии Вансович вы можете прочитать здесь. О тренировках по футболу для девочек и тренере Денисе […]