Александр Лапшин – блогер и путешественник, посетивший 143 страны мира. 15 декабря он был в Риге, куда приехал на встречу путешественников, организованную в отеле Mercury Riga. Об участии Лапшина в мероприятии было публично объявлено, но на встрече он не появился. Как стало известно позднее, Лапшину сообщили, что в Риге готовится его похищение. «Чайка» поговорила с путешественником, и он рассказал, что, по его мнению, произошло.
Александр родился в России, но его предки из Вильнюса и из Украины. Он имеет гражданство трёх стран – России, Украины и Израиля. 15 декабря 2016 года Лапшина арестовали в Минске по запросу Азербайджана, который включил его в «чёрный список» за посещение Нагорно-Карабахской республики.
О поездке в Нагорный Карабах и последствиях
«Я был там в 2011-2012 годах просто как турист, — рассказывает Александр. — Я прилетел в Ереван, взял напрокат машину и поехал кататься по Армении, Грузии и на два дня заехал в Карабах. После этого в Азербайджане меня внесли в «чёрный» список».
Александр рассказывает, что таким образом Азербайджан пытается «делигитимизировать статус Нагорного Карабаха». «Любой человек, имеющий мало-мальское влияние – блогер, политик, журналист, актёр, посетивший карабах, попадает в этот список, который висит на сайте МИДа Азербайджана. Там больше тысячи человек — покойная Монсеррат Кабалье, канцлер Австрии и ещё куча разных депутатов европарламента и так далее. Там такой почётный список». На самом деле, как говорит Александр, Нагорный Карабах посещает гораздо больше людей – около 25 тысяч туристов в год. Эти люди не выступали за независимость Карабаха или против, они не делали заявлений против интересов Азербайджана. Они просто там побывали.
У Александра есть несколько версий, почему его не только внесли в список, но и преследовали уголовно. Первая – он пишет то, что думает. Про любую страну. «Я не армянин, не азербайджанец и никакого отношения к этому не имею. Я пишу и про Западную Сахару, и про Палестину, и про Косово, и про Камбоджи. Если мне что-то нравится или не нравится, я высказываю своё мнение». Своё мнение он высказывал по поводу того, что «Азербайджан хочет вернуть оккупированную территорию Карабаха, но при этом выступает за геноцид христианского армянского населения», что «только народ Азербайджана может решать свою судьбу». «Я не хамлю, я никого не оскорбляю грязными ругательствами, я просто пишу своё мнение», — говорит Александр.
Вторая версия, это «обида» за то, что несмотря на нахождение Александра в списке, сами же азербайджанцы летом 2016 года пригласили его в Баку на Формулу-1 и даже оплатили билеты на самолёт и гостиницу: «И я даже уточнил у них, что нахожусь в чёрном списке. Но они ответили, что ничего страшного в этом нет. Они мне оплатили авиабилеты, отель, выдали пропуск на автогонки».
Но ездил туда Александр в тот раз по украинскому паспорту, в котором его имя указано как «Олександр». Но, по его словам, этим паспортом он воспользовался не потому, что хотел кого-то обмануть: «Я, как путешественник, прикидываю, куда ещё я могу съездить. Там рядом граница с Ираном, туда нужна виза». По словам Александра, посетить Иран ему было проще всего с украинским паспортом. «Я же ни от кого не прячусь. Я неделю провёл в Азербайджане, потом поехал в Иран. А потом, примерно через две-три недели, вдруг я читаю в СМИ, что я нелегально посетил Азербайджан, работаю на американскую разведку и прочую чушь. Тогда я не воспринял это всерьёз». То, что всё очень серьёзно стало ясно в декабре 2016 года, когда Александра арестовали в минской гостинице.
Что было дальше
7 февраля 2017 года Лапшина из Минска экстрадировали в Баку. Представители России и Израиля активно участвовали в судьбе блогера. Они пытались препятствовать его экстрадиции в Азербайджан. В итоге в международный конфликт оказались втянуты дипломаты и чиновники 5 стран. О деле Лапшина высказался представитель Госдепартамента США Джон Кирби. В Ереване, после выдачи Лапшина Минском Баку, перед посольством Белоруссии, проводились акции протеста. Протест в связи с выдачей Лапшина заявила также ОБСЕ.
Лапшина приговорили к трём годам лишения свободы. Через три месяца после этого, 11 сентября 2017 года, президент Азербайджана Ильхам Алиев подписал распоряжение о помиловании.
Однако, как рассказывает путешественник, в ночь с 10 на 11 сентября его пытались убить. «Примерно в 12 ночи в камеру забежали люди в масках и налетели на меня. Делали всё профессионально. Я проснулся в реанимации бакинского госпиталя через двое суток». Врачи рассказали Александру, что его нашли повешенным в туалете в его камере. «Убить меня хотели. Почему не убили – не знаю. Либо думали, что умер, либо какие-то внутренние разборки. Это всё версии, и мы никогда не узнаем, что было на самом деле». Послушайте аудио со страницы Александра на фейсбуке по этому поводу.
В феврале 2019 года Азербайджан снова серьёзно взялся за Лапшина. Теперь его обвиняют по статьям «Дискредитация или унижение чести и достоинства президента Азербайджанской Республики» и «Призывы против действующей власти».
О поездке в Ригу
Итак, возвращаемся в Латвию. Александр рассказывает, что с 10 по 12 декабря он был в Лондоне, откуда планировал лететь в Ригу на встречу путешественников. С ним связался знакомый журналист BBC, сказал, что нужно встретиться, и что это очень важно. Александр поехал на встречу в офис BBC в Лондоне. «Там кроме журналиста были ещё два господина. Они мне сказали, что Азербайджан разослал секретные шифрограммы в Латвию, Литву и Польшу. И сделали это в обход Интерпола, который отказал им в моём розыске. Мне сказали, что ехать в Латвию опасно». Александр убеждён, что не нарушал никаких законов, и обвинения за Нагорный Карабах и якобы за оскорбление президента Азербайджана – это не то, чем занимается Интерпол.
«И они решили действовать по своим каналам. Я не знаю, что такое шифрограмма и как это работает. Мне сказали, что меня заказал лично глава службы госбезопасности Азербайджана Али Нагиев. Его имя я услышал впервые в жизни». Александру сказали, что 15 декабря в Риге его попытаются похитить «люди одного из криминальных авторитетов азербайджанского происхождения». Но в Ригу Александр, тем не менее, поехал.
По его словам, возле входа в отель дежурили «два азербайджанца, и один — за углом в угнанной машине с фейковыми номерами».
«То, что меня хотели похитить в центре Риги – это просто сумасшествие. Там у отеля везде камеры, которые всё зафиксировали. Эти двое, что дежурили у отеля, сели потом в машину, которая стояла за углом, и уехали. Этих людей видели и участники встречи, путешественники. И мне ещё сказали, что их видели и люди, которые там специально находились. Но с формальной точки зрения арестовать их не за что. Закон не запрещает стоять возле отеля».
Для Александра всё закончилось благополучно, он не пошёл на встречу, уехал из Риги и сейчас находится в Израиле. Отвечая на вопрос, почему его могли попытаться украсть именно в Латвии, он говорит: «Латвия – самая коррумпированная из трёх латвийских республик, больше других зависящая от транзита нефти и газа и всего прочего, с самой большой азербайджанской диаспорой из всех прибалтийских республик и с самыми сильными политическими и финансовыми связями с Россией и с бывшим союзом. Потому что, например, азербайджанцы могли знать, в каком отеле я останавливался в Вильнюсе (летел в Ригу через Вильнюс и ночевал там), я по глупости даже локацию выставил. Но, видимо, в Литве у них не было таких механизмов. В Латвии же, видимо, были. Но они совершили такую глупость, как телефонный звонок главы госбезопасности Азербайджана криминальному авторитету в Латвии. И, насколько я понял, разговор был перехвачен».