В этом году концертные площадки Риги и зал Дзинтари в Юрмале заиграют красками живой музыки, потому что состоится уже второй фестиваль классической музыки Rīga Jūrmala 2020. И целых 4 недели нас будут радовать известные оркестры и пианисты.
«Чайка» поговорила с одним из них. Джордж Ли — американский пианист китайского происхождения, обладающий невероятным техническим мастерством и живым, пылким и искренним отношением к музыке. Он регулярно выступает с ведущими мировыми оркестрами, такими как филармонические оркестры Лос-Анджелеса, Сан-Франциско, Нью-Йорка, Берлина, Франкфурта. Как камерный музыкант, Ли много сотрудничает со скрипачами Бенджамином Бейлманом, Ноем Бендикс-Балгли, Джеймсом Энесом, Дэниелом Хоупом, виолончелистами Шеку Канне-Мэйсоном и Кианом Солтани. Свободное от занятий музыкой время Джордж посвящает чтению и фотографии, а также он — страстный спортивный болельщик. Музыкант рассказал о своей программе, исполнительских предпочтениях и о том, почему музыканту так важно быть хорошим слушателем.
Джордж, ты в первый раз приедешь в Латвию?
Да, это будет первый визит. Я взволнован, в приятном смысле, предоставленной возможностью здесь играть, ведь слышал столько замечательного о прошедшем, первом, фестивале. Я испытываю воодушевление от одной только мысли, что буду играть для вашей публики впервые. Это станет замечательным опытом.
Я читала программу. Шуман и Шуберт. И играть будешь фантазии обоих, обе в до мажоре. Это намеренный выбор или случайное совпадение?
Выбор программы – намеренный. Хоть это и две фантазии, я думаю, каждый услышит разницу между языком двух композиторов. Шуберт в своём произведении старается имитировать стиль Бетховена, но его собственная сущность проявляется в тональностях с многочисленными знаками и сердечным лиризмом. С другой позиции смотрит Шуман, раскрывающий огромный спектр разных образов, характеров и настроений, которые динамично сменяют друг друга в течение считаных минут.
Говоря о тональности — обычно я стараюсь избегать одной и той же в произведениях, но, с другой стороны, думаю, это лучше поможет сравнить то, как Шуман и Шуберт подошли к раскрытию формы фантазии.
Эти пьесы более интимны, нежели, скажем, пьесы Ференца Листа, которые более сценичны, концертны. Что нового ты открыл для себя о личностях композиторов, их стиле, работая над программой?
Да, многие работы Листа – виртуозны и обладают заводящим эффектом, который характерен для выступлений на большой сцене. Но думаю, равносильное удовольствие играть сейчас с таких сцен и интимные, личные произведения, каковыми являются работы Шумана и Шуберта.
Я наслаждаюсь раскрытием этой глубинной стороны музыки, ведь играть такие произведения гораздо сложнее, чем просто технически сложные, виртуозные произведения. Ты должен действительно хорошо разбираться в биографии композитора, понимать эти многочисленные слои человеческой души, с её переживаниями и настроениями. Конечно, это занимает время, а порой нужно пережить определённый опыт в жизни, чтобы действительно понять глубину мысли и человеческих эмоций.
Какой слушатель – хороший слушатель?
Думаю, хорошего слушателя определяют многие критерии. Хотя, любой артист должен быть открыт критике и принимать разные мнения, высказанные об исполнении или музыке. Мне, как музыканту, важно, чтобы слушатель сам был активным. Это не только к зрителям относится. Это нужно и самому исполнителю, ведь звук, извлекаемый на инструменте, рождается в голове, а затем мы упорно сами себя слушаем. Это особенно важно, когда работаешь с другими музыкантами в ансамбле и исполняешь камерную музыку.
Для пианиста играть на новых сценах – всегда вызов, ведь везде его ждут новые инструменты. Как много времени тебе требуется, чтобы прочувствовать звук неизвестного фортепиано?
Я согласен, это вызов, но, в то же время, это может увлечь. Для меня лучшее – это несколько часов в месте проведения концерта, чтобы действительно хорошо познакомиться с инструментом и акустикой помещения. Но иногда это только 30 минут. С опытом становится легче, хотя у меня есть один «пунктик» — я делаю запись своей репетиции, около 20 минут, чтобы проанализировать, получить «фидбек».
Сколько длилась твоя самая короткая репетиция? А самая долгая?
Самая короткая репетиция — около 10 минут. А долгая – несколько часов с оркестром.
А тебе нравится больше играть одному или с оркестром?
Думаю, каждый вид исполнения приносит удовольствие. Игра с разными оркестрами приносит наслаждение. Ведь это — такой масштабный, развёрнутый вид исполнения той же камерной музыки, где ты — солист, а оркестр — сопровождение. Хотя многочисленные музыкальные диалоги с оркестром вносят свою новизну, и совместные кульминации звучат ещё сильнее. Важно тут и взаимопонимание с дирижёром, всеми музыкантами, ведь вас всех должна объединять одна музыкальная идея. Думаю, игра в оркестре – это коммуникация музыкантов между собой и их контакт с дирижером.
По другую сторону – концерты соло. Они – более личные и позволяют услышать истинный голос артиста. Я всегда сравниваю это с написанием личного эссе, где у тебя есть эта свобода самовыражения. Человек рассказывает свою историю и увлекает за собой публику на пару часов, доверяя ей свои мысли и чувства.
А тебе нравится неакадемическая музыка? И почему так важно посещать концерты классической музыки?
Да, конечно. Я слушаю и поп, и джаз. Думаю, классическая музыка имеет свойство побеждать время, и концерт классической музыки – всегда мероприятие, где люди могут забыть о хаосе, который царит в нашем обществе. И вместо пары часов суеты они могут провести время, наслаждаясь музыкой. Думаю, вся музыка в целом – это связь времён и поколений и общение.
Я с нетерпением жду возможности играть в Латвии и надеюсь увидеть вас всех этим летом!
Концерт Джорджа Ли на музыкальном фестивале Rīga Jūrmala 2020 пройдёт 15 августа. Билеты найдёте здесь.