«Если бы я была слаба духом, давно бы отреклась от музыки», — Ольга Врещ, оперная певица из Даугавпилса, уехавшая покорять Америку

Ольга Врещ. Фото из личного архива
Ольга Врещ. Фото из личного архива

Ольга Врещ —  оперная певица из Даугавпилса, обладательница необычного тембра и сильного голоса, который доносится до родной страны с дальнего континента. В 2017 году Ольга переехала в Америку, где начала новую жизнь. Нет знакомств, связей, друзей. Тяжёлый труд и поиски эмоционального баланса. Разочарование от скупых возможностей, переходящее в культурный шок от американского «бизнес-мышления». Но в итоге  — результаты, прогрессивная работа над собой и любовь к своему делу. Ольга рассказала обо всём «Чайке».

Как ты пришла к музыке?

Поддержи «Чайку»:

В начальных классах тогда ещё существовавшей 2-й школы в Первомайке, я ходила на хор. Не помню, было ли это обязательным, или просто по желанию родителей детей отдавали. Однажды я подошла к педагогу и сказала, что не буду ходить на хор. Сейчас это кажется смешным, но тогда я категорично не хотела идти, тем более, что дети не старались, когда пели. Учительница, когда уговаривала остаться, говорила, что слышно было только меня одну и ребята «тянулись» за мной. Но я не согласилась.

И до 11 лет я не занималась пением вообще. Потом, перейдя в 3-ю школу, тоже пела в хоре (уже захотелось идти), потом в вокальном ансамбле. Интересно, в школе даже участвовала в конкурсе талантов, дважды занимая места. Параллельно этому я начала… петь под фонограмму! Искала минусовки и пела дома. До этого всегда рисовала, училась в художественной школе, а тут … захотелось петь. Это заметила и моя мама, предложив пойти в музыкальную школу. 

Это не поздновато для начала музыкальной школы?

Поскольку я была уже довольно взрослая (12 лет), меня взяли сразу во второй класс детской музыкальной школы, в хоровой класс. 5 лет я училась там, когда узнала, что есть курсы музучилища. На тот момент я была уже в 10 классе и подумала: «Ну хватит детской школы, пора заниматься серьёзными делами!».

То есть, в училище ты поняла, что музыка – твоя профессия?

Поступив в училище, поняла – музыка это то, чем я хочу заниматься. Я ещё не осознавала всех трудностей профессии, но чувствовала рвение и желание петь. Уже была заброшена «художка», в сторону отошли другие дела и хобби, а  музыка никогда не тяготила. А ещё я открыла для себя записи Натали Дессе – колоратурного сопрано. Я услышала, как она поёт, и решила, забавы ради, повторить. Получилось похоже, и я решила, раз у нас похожи голоса, значит и у меня получится! 

В училище пошла специально на хоровое отделение, потому что хотела быть умнее, ведь нагрузка дирижёров гораздо больше. Теоретический блок, работа с хором, импровизация, уроки вокала, плюс — всегда просила дополнительные задания и ездила на мастер-классы. В итоге – окончила музучилище  с двумя дипломами, и вот уже осознанную профессиональную деятельность как раз отношу к тому моменту, когда получила диплом. 

Какой репертуар любишь исполнять?

Из репертуара меня привлекает музыка эпохи романтизма. Влечёт ко всему эмоционально тяжелому. Нравится русская музыка. А также барочная – Бах, Гендель. 

А какие занятия помимо школьной программы пригодились?

На четвёртом курсе начала заниматься современными танцами в STOPTIME Dance Studio. Эти занятия пригодились в практике на сцене. 

Какой лучший совет тебе давали?

Лучший совет дал мой педагог по вокалу Кришьянис Норвелис в Академии. Он сказал, что не стоит зацикливаться только на том, что происходит здесь, в Латвии. Мир большой и стоит его исследовать. Он поощрял моё желание поехать за границу, ведь это открывает кругозор и предоставляет тебе возможность полностью нести за себя ответственность. 

А ещё — чьё-то мнение не означает, что это неопровержимая истина всего человечества, критика всегда субъективна. Нельзя, чтобы чужое мнение обременяло или ограничивало. 

А как справиться с волнением?

С волнением невозможно справиться. Я всегда шутила, если ты не волнуешься – ты либо психопат, либо человек с излишним самомнением. Просто психически здоровый человек всегда волнуется. Всегда есть переживания, особенно, когда хочется делать свою работу хорошо. Стресс будет всегда, будь ты певцом или авиатором. Но со стрессом можно ужиться. Самое главное – знать, что ты делаешь. Если ты действительно уверен в том, что ты подготовил репертуар максимально, отрепетировал, проработал его, то нет излишних поводов стрессовать. Плюс, нельзя в таком случае быть излишне строгими. Ведь всегда будет, над чем работать. Исполнительское искусство – вечные поиски идеала, а чрезмерная самокритика приводит к лишнему напряжению и зажимам, мешающим на сцене. Если же волнение наравне со страхом – нужно учиться себя понимать, искать корень проблем. Это самоанализ. 

Кто тебя вдохновляет?

Меня всегда вдохновляет слушать профессионалов вживую – будь то сокурсники, коллеги, умеющие то, чего ты не умеешь. Из конкретных примеров – Клаудиа Муцио, Розана Картери, Рената Тебальди и многие другие. Мне нравится «старая школа» вокального искусства, список можно продолжать и продолжать. В танцах я слежу за инстаграм-страницами известных хореографов. А ещё, поскольку визаж тоже в сфере моих интересов – подписана на страницы визажистов. 

А кто – главный критик?

Мой главный критик – я сама. Чужие мнения интересуют меня, но всегда критику распределяю по полочкам – что мне полезно, что есть правда, а что сказано по незнанию. Нельзя брать в голову критику, которая не является конструктивной. Она разъедает изнутри и демотивирует. Работа над собой, слушание самой себя, оценивание важнее. Я закончила музучилище с десятками, с десяткой поступила в Музыкальную академию. А на дипломном экзамене получила 6, хотя прекрасно знаю, что не пою на эту оценку (и подтвердили те, кто был тогда в зале и слушал). Но решение не удалось оспорить. Если бы я была слаба духом, давно опустила бы руки и отреклась от музыки. 

Чего не любишь в своей профессии?

Я не люблю ждать. Поэтому стараюсь приходить максимально близко к моменту выхода на сцену. Был случай в Сан Диего в 2018 году, когда мы пели «Весёлую вдову» Легара. Я, как всегда, прибежала, чтобы оставить вещи перед выходом на сцену. И уже звучит музыка, надо быть на сцене, но крепёж микрофона сзади у меня где-то выпал, и пришлось в спешке прицепить его невидимкой.

А были курьёзы во время пения?

Насчёт курьёзов на сцене… ничего такого не случалось. Считаю, что мне повезло в этом плане. Единственный момент, на 2 курсе Музыкальной академии надо было петь вокализ, но он был готов не до конца, и вот я запуталась в повторах, вместо второй части перешла на третью. Благо, концертмейстер (спустя полстраницы) поймала меня. А в целом, никогда ничего не забывала, и всё было хорошо.

Ты уже некоторое время пожила в Америке. Что можешь сказать? 

В США переехала в 2017 году. Устроиться сложнее, чем где либо, ведь тут огромнейшая конкуренция. Говоря о музыкальной карьере, это требует и материальных вложений, и физических, знакомства важны. Но я тут не знала никого. Приходилось пробиваться самой. Было время, когда работала по 12 часов меньше чем за 100 долларов, не считая полуторачасовой дороги в одну сторону. Но при всей сложности, США – страна возможностей. Здесь много прослушиваний и проектов, куда можно попасть. Это не страна одного оперного театра. У нас была программа оперной академии в Латвии, но, к сожалению, она просуществовала лишь один год… В Латвии я не видела для себя пути развития. После окончания консерватории – идти некуда.  

Чего тебе не хватает в США?

Не хватает друзей, знакомств. В Латвии встретиться с друзьями было проще, люди отзывчивые и всегда готовы помочь. В США всё упирается в деньги, и не очень малые. Оплатил часовой курс – и ровно минута в минуту репетитор закроет крышку рояля – урок окончен. Один урок может стоить 100 долларов и больше. Страна бизнеса, где знают, как делать деньги, но не имеют представления о том, что такое взаимопомощь.

А как часто удаётся прилетать в Латвию, в Даугавпилс?

Последний раз в Латвии была осенью 2018 года. Каждый раз, прилетая, еду в Даугавпилс. Тут мои друзья и бабушка. Тут – дом. Я домоседка… Поэтому и места любимые – ностальгические. Люблю приходить в музыкальную школу – пообщаться с директором, учителями, люблю взять класс, попеть. Город обновляется, освежается. Это здорово. Что-то где-то появляется, это вселяет надежду. Пока для себя не вижу возможности вернуться в родной город насовсем. Сейчас я со своим молодым человеком переехала в Эквадор. 

Что бы ты посоветовала музыкантам?

Музыкантам и певцам советую работать и не строить огромных надежд, вроде звёздной карьеры и славы. Больше работы над собой, работы над изучением музыки, без нереалистичных грёз. Если к делу подходить ответственно, обязательно будет результат. Из практического – советую иметь в запасе ещё одну профессию, помимо музыкальной. Обязательно мыслите критически в отношении принятия тех или иных решений. Доверяйте себе, не давайте раствориться своей личности в других. Если вы готовы делать для музыки всё и даже больше – тогда идите в музыкальную сферу. Если нет – лучше ищите что-то другое. Это тяжёлая, нервная профессия. Работа над мастерством отнимает энергию и силы. Потому, всем желаю быть в согласии с собой и всем желаю умиротворения. Когда на душе спокойно и нет злости, продуктивнее решаются проблемы.

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments