На стриминг-портале Netflix можно посмотреть биографическую драму Фернанду Мейреллиша «Два папы» о непростых взаимоотношениях папы Бенедикта XVI с кардиналом Бергольо, с Энтони Хопкинсом и Джонатаном Прайсом в главных ролях. Каким получился фильм на весьма экзотическую тему — читайте в нашем обзоре.
Личностью папы Римского широкая аудитория ожидаемо заинтересовалась после премьеры итало-испано-французского телесериала Паоло Соррентино «Молодой Папа». Успех сериала как в Италии, так и по всему миру (не в последнюю очередь — благодаря британскому актёру Джуду Лоу) доказали художественный и коммерческий потенциал историй не только о верхушке ватиканского «топ-менеджмента», но и о вере и религии в целом. А в год выхода сериала небезызвестный Мартин Скорсезе как раз выпустил своё неожиданно-религиозное «Молчание».
На этом фоне новый проект Netflix — экранизация пьесы новозеландского драматурга и романиста Энтони МакКартена «Папа» — выглядит не конъюнктурной, но чисто закономерной. Сам МакКартен также приметен сценариями к высокобюджетным британо-американским байопикам «Вселенная Стивена Хокинга», «Богемская рапсодия» и «Тёмные времена», а первое сотрудничество драматурга с американским Netflix стал ко-продукцией Великобритании и (как и в случае с сериалом Соррентино) Италии.
Первое, чем приметны «Два Папы», так это исполнителями главных ролей. Трудно вспомнить, когда в прошлый раз мы могли наблюдать на экране такую битву титанов старой гвардии, а выбор на главные роли Хопкинса и его земляка Прайса примечателен ещё и тем, что по-настоящему заметных ролей ни у одного из них не было уже давно (Хопкинсу даже посчастливилось представить на экране своё настоящее увлечение — игру на фортепиано).
Да и не часто актёрам почтенного возраста удаётся поработать с по-настоящему проработанными и интересными персонажами. К счастью, британская драматургия полнится не одним только королём Лиром. Кстати, исполняемые Хопкинсом и Прайсом персонажи — замшелый традиционалист Бенедикт и прогрессивный Бергольо, так и вовсе напоминают традиционные русские архетипы народника и либерала. Жаль, что из-за отсутствия полноценного проката в России, сложно понять, пользовалась ли эта история успехом в русском культурном пространстве.
Что ещё любопытнее — оба актёра в своё время засветились в культовых злодейских ролях (Энтони Хопкинс был и остаётся лучшим Ганнибалом Лектером, а Прайс сыграл медиа-террориста Эллиота Карвера в бондиановском «Завтра не умрёт никогда»), и на этот раз из маньяков превратились в воспитанных и добродушных старцев. С другой стороны, в глазах экранных Бенедикта XVI и кардинала Бергольо нет-нет, да и промелькнёт до боли знакомая обаятельная дьявольщина.
Но опытные киноманы сходу обратят внимание на другую фигуру — знакового бразильского постановщика Фернанду Мейреллиша. Тот прогремел на весь мир в 2002 году — суровой криминальной драмой «Город Бога» — эта, буквально пышущая тестостероном, снятая и смонтированная подстать музыкальным клипам жёсткая история становления бразильских уличных банд в смертельно опасных трущобах Рио-де-Жанейро, буквально ворвалась в мировой кинопрокат, получила четыре номинации на «Оскар», в том числе за лучшую режиссуру, окупилась почти что вдесятеро и до сих пор остаётся, пожалуй, самым видным представителем Бразильского кино.
После успеха на родине Мейреллиш снял англо-немецкий оскароносный триллер «Преданный садовник» и научно-фантастическую «Слепоту», после чего больше чем на 10 лет ушёл на телевидение и в не самые выдающиеся кинопроекты (даже поработал с Владимиром Вдовиченковым). К счастью, на этот раз культовому постановщику, кажется, удалось вернуться в колею большого кино.
Впрочем, ни прошедшие с премьеры «Города Бога» почти что двадцать лет, ни кажущаяся миролюбивость «Двух пап» не помешали Мейреллишу повторить в новом фильме ту же рваную, полудокументальную манеру съёмки, вкусно чередуя её с кадрами «папской» хроники.
Особенно хорошо истинная стихия Мейреллиша (брутальные истории чести в декорациях полукриминальных регионов Южной Америки) заметна во флешбеках из молодости кардинала Бергольо — как мы узнаем из фильма, личности довольно противоречивой — этот аргентинский религиозный деятель в своё время сотрудничал с кровавой военной хунтой (из благих намерений). Сцены полицейских разбоев и государственного террора в фильме напоминают те самые уличные войны в фавелах Рио из «Города Бога».
Впрочем, не будем преуменьшать режиссёрские навыки постановщика — даже разговорные и комедийные сцены в «Двух папах» удались тому исключительно на славу — а повествование, хоть и наполнено диалогами почти что сверх меры (как и подобает экранизации театральной пьесы), но грамотно оживляется действием и всякими киношными зрелищностями.
Более того, даже самые, казалось бы, щекотливые эпизоды фильма — документальные кадры коллективного религиозного экстаза и размахиваний распятиями, в фильме Мейреллиша совсем не смущают. Наоборот — искренние чаяния верующей публики безболезненно проецируешь и на себя, а работа и объявление результатов Конклава (собрание кардиналов для избрания нового папы) так и вовсе напоминает драматичные президентские выборы или церемонию вручения Оскаров.
В общем, под стать Прайсу и сэру Хопкинсу, Мейреллиш, кажется, сделал поворот в более возвышенный, дискуссионный вектор творчества, не испугавшись даже непривычных религиозных тем. Впрочем, таких ли уж непривычных? Вопросы, что поднимают «Два папы» вполне можно сравнивать с «Городом Бога» (тот взывал к Всевышнему, или к его отсутствию ещё в собственном названии) — это, помимо самой прямой морали (а фильм с лёгкостью объяснит, что гуманизм и здравый смысл во все века оставались выше любых догматов) — мотивы опасного соседства со злом и важности сохранения себя человеком в зачастую бесчеловечных условиях.
В качестве бонуса — уже более дискуссионные темы покаяния, взывания к Богу и звучащего вместо ответа Молчания (снова перекликание с фильмом Скорсезе). Впрочем, в отличие от культового американского коллеги, Мейреллиш к вопросам полемики подошёл осторожнее, и у «Двух пап» есть все шансы покорить самую широкую аудиторию. Мейреллиш, режиссёр чисто жанровый — подаёт щекотливый для современного западного общества интеллектуальный материал с должной долей непосредственности и, что главное, — на вполне популярном языке, что делает фильм куда большим, чем просто «Молчание»-лайт. Вполне возможно, что именно ради такого эффекта в разговорную драму о Боге продюсерами и был приглашён падкий до поп-жанров бразилец.
Ещё один любопытный факт, добавляющий фильму смыслов — его многоязыкость. За время повествования мы услышим английский, французский, испанский, португальский, немецкий, итальянский и латынь. Апофеозом такого Вавилона становятся финальные кадры фильма, в котором изображающие немца и аргентинца британские актёры, под руководством бразильского постановщика, чокаются бокалами и произносят скандинавское «Skol». Этот, казалось бы, вполне закономерный нюанс перекликается с темами религиозного космополитизма и релятивизма (последний термин за время фильма звучит из уст Бенедикта исключительно с отрицательной коннотацией).
Обидно за Мейреллиша, МакКартена, Хопкинса и Прайса только по поводу принятия фильма на фестивалях — «Два папы» не получили ни одной заметной награды, хоть и были представлены как на «Оскаре», так и на «Золотом глобусе» и на премии Британской академии. Впрочем, мало кого мог удивить такой итог — особенно, если учесть конкурентов — очевидно, что темы «Джокера», «1917», «Кролика Джоджо» и «Однажды в… Голливуде» в прошедшем году оказались актуальнее. Жаль, но фестивальная судьба фильма, вполне возможно, сложилась бы куда удачнее, выйди он в другой год, а может, даже десятилетие.
Оценка: 4 из 5Где смотреть: Netflix
Больше Кинообзоров от «Чайки» найдёте здесь.