Вячеслав Митрохин – гитарист, легенда латвийского рока, создатель знаменитой в 80-е годы группы ARS. Вячеслав регулярно выступает на концертах и фестивалях, но сейчас, как и все мы, соблюдает правила карантина. Недавно на странице музыканта в фейсбуке появилась публикация о концерте их группы после аварии в Чернобыле. Об аналогиях событий тех лет и сегодняшних дней, о продуктивности творческого процесса, трудностях и их преодолении Вячеслав рассказал «Чайке».
Ваш последний пост ФБ о концерте в Припяти. Что сейчас вам напомнило о том событии?
Конечно, главная аналогия — это образ невидимого врага. Будь то радиация или вирус. Хотя территория Украины и меньше, но ведь радиация могла распространиться на другие регионы, вплоть до нашей страны. Радиацию не чувствуешь, но она есть. И вот — ты здоров, но ведь вирус — в воздухе и поглощает как радиация. Это состояние неописуемо — вроде бы ничего не происходит, но тревога жуткая.
И на фото вы в масках… Тоже аналогия?
Да, и это тоже. Хотя успел получить и негативный комментарии о том, «зачем надо было надевать маски в Чернобыле». Но, видимо, юная особа ничего не знает о радиоактивной пыли, об этой атмосфере.
Расскажите о той обстановке
Мы приехали в июне. Распорядок типичный: душ-обед-снова душ-концерт — опять душ. Нам даже давали пить спирт. Жара страшная, ездят машины, летают самолёты (ещё тушат реактор!). И пусть мы в 30 км от места аварии, даже там — страшная пыль. Знаете, петь без масок было бы просто невозможно.
А ещё по приезду мы должны были обязательно уничтожить одежду, в которой выступали, и другие вещи, кроме инструментов — их обработали.
Вы тогда не думали о том, что это огромный риск?
В этот год трагедии много людей из Прибалтики были отправлены на ликвидацию последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Когда поступило предложение ехать поддержать их, я понимал, что это риск. Но также понимал, что не могу не поехать. Я был в армии и знал, что это такое, когда люди рискуют, пытаясь спасти жизни других и твою в том числе! А ты просто сидишь, смотришь? Это была не бравада, а зов совести, морально поддержать, взбодрить своим концертом.
Но ведь кроме вашей группы предлагали поехать и другим?
В то время (1986 год) я работал в Латвийской Филармонии. Через месяц после аварии всем артистам Филармонии и другим учреждениям, включая колхозные ансамбли, где в то время музицировали в основном звёзды музыкальной элиты, было предложено поехать с концертами в зону аварии. И из всех артистов, которым было предложено поехать поддержать людей, которые там находились и спасали наши жизни не нашлось никого, кроме меня и участников группы ARS”.
Вы их осуждаете?
Я их не осуждаю, но, всё-таки, наши люди, люди трёх Прибалтийских республик, там были. И среди огромного числа артистов не нашлось больше тех, кто бы отважился отправиться в Припять.
Было очень обидно, что проходившее в то время государственное мероприятие под названием “События года” (Gada notikumi) даже не упомянули об этом факте.
Что вам кажется неприемлемым в поведении людей сейчас?
В сегодняшней ситуации неприемлемо то, что люди игнорируют карантин. Конечно, я понимаю, что и фейк-информации много, ложные новости только усугубляют ситуацию, нагнетают атмосферу. Тем не менее, факт остаётся фактом — люди умирают. Неужели так сложно выполнять элементарные требования и рекомендации? Это легкомыслие и нежелание людей обезопасить себя и других пугает больше, чем вирус сам по себе.
Как думаете, можно такое легкомыслие преодолеть?
Да, вполне. Ведь люди понимают только силу — жёсткие меры, ограничения. Либо деньгами, либо тюрьмой.
Вас отличает огромная сила воли и активность. Как удается сохранять волевой дух?
У меня много знакомых, представителей моего поколения, кто уже в 40 лет себя похоронил — последствия советских идей, когда “до 30-ти ты должен всё успеть”, а после тебя списывают — ты старик. И вот если отбросить эту установку, не жить с таким бременем, ты будешь молод всю жизнь. А когда творишь, голова занята совершенно другими мыслями.
Насчет творческих идей… За время карантина вы сняли клип “#pandemic 2020”. Что ещё в планах?
Вскоре предстоит работа над Рождественской программой, которую уже веду. А ещё задумка — сделать клипы по сказкам. Например, “Алиса в стране чудес”. Я в роли шляпника, а моя дочка, которую зовут Алиса — главная героиня. Совсем новый проект — электроника и электрогитара — называется ”Lemon Drive”.
Ваша дочь учится игре на фортепиано? Это ваша инициатива?
Нет, это её интерес. Алисе нравится музыка, и если бы она этого не хотела, я бы не настаивал на уроках фортепиано. Ведь быть музыкантом не так просто…
Почему быть музыкантом нелегко?
Во-первых, это не самая перспективная профессия. А ещё редко можно обрести друзей — это мир огромной конкуренции. Здесь не на кого положиться кроме самого себя и своего таланта.
Легко ли найти вдохновение во время карантина?
Когда занимаешься любимым делом, вдохновляет всё. Во время карантина занимаюсь звукоизоляцией студии в новом доме. Снимаю клипы, занимаюсь с дочкой. Закончится карантин — будут новые импульсы. Всегда нужно надеяться и верить, что мы справимся с этой ситуацией. Пока ясно точно — к прежней жизни мы не вернёмся, но так же ясно, что и трудности мы сможем преодолеть.
А как быть с концертами?
Концерты отменять не будем. Перенесем на осень, если всё не закончится.
А в Даугавпилсе выступите?
Поездка в Даугавпилс очень зависит от цен арендодателей — без спонсоров арендовать в вашем городе зал не так легко. Но если удастся, то ждите с программой. А пока мы намечаем концерт в Резекне.
Что пожелаете нашим читателям?
Хочу пожелать быть спокойными, выполнять указания, быть законопослушными и не дурить. И удачи всем!
[…] культуры выступит легенда латвийского рока, гитарист Вячеслав Митрохин. Вячеслав Митрохин экспериментирует, даёт концерты и […]
[…] мы подготовили весной прошлого года можно прочитать здесь. А здесь Вячеслав рассказал «Чайке» о программе […]