2 июля в Даугавпилсской думе прошло первое заседание рабочей группы, которая занимается проблемой захоронений на Гарнизонном кладбище в Межциемсе.
Что произошло
В конце июня жители Даугавпилса заметили, что часть кладбища, расчищенную осенью прошлого года под новые захоронения, огородили от посетителей. Оказывается, после того, как с участка удалили растительность и сняли верхний слой почвы, здесь обнаружили человеческие останки. Предполагается, что останки не были видны во время работ, но после обильных дождей «вышли» на поверхность.
Их увидели сотрудники Генерального консульства России в Даугавпилсе, посещавшие расположенные рядом захоронения советских воинов в связи с их реконструкцией. Они вызвали полицию, а затем и поисковиков, которые быстро установили по сохранившимся фрагментам обмундирования и другим признакам, что это останки русских солдат времен Первой мировой войны (1914 — 1918 г.г.).
Обследовав территорию металлоискателем и щупами, на небольшой глубине поисковики обнаружили сооружение, при первом же осмотре идентифицированное как склеп второй половины 19-го века с захоронениями. Одно из помещений склепа оказалось вскрыто, вероятно, в период после 1943 года, но рядом, по мнению специалистов, могут находиться другие, вход куда пока недоступен.
Создали рабочую группу
Работы по расчистке на гарнизонном кладбище в прошлом году проводило предприятие самоуправления «Labiekārtosana D». Это на пресс-конференции 7 июля подтвердил председатель думы Игорь Прелатов.
Рабочая группа, которую возглавляет заместитель председателя думы Янис Дукшинский, выезжала на место, чтобы оценить масштаб нанесённого ущерба. Вывод таков: часть захоронений, которые датируются концом 19-го и началом 20-го веков, разорена.
Сейчас проводятся консультации со специалистами Даугавпилсского краеведческого и художественного музея и Даугавпилсского университета. Также задействованы эксперты Латвийского комитета братских кладбищ. До 15 июля рабочая группа должна найти решение, что делать дальше. «Сейчас главная задача рабочей группы – установить зонирование, чтобы понять, какую площадь занимает историческая часть кладбища. Она затем будет огорожена. Сейчас здесь установлены мобильные видеокамеры», — рассказывает Игорь Прелатов.
На своей странице в Фейсбуке ситуацию прокомментировал старший эксперт по вопросам проектов департамента развития думы Артём Махлин:
«Рационально мысля, понимаю, что кладбища необходимо расширять и очищать, требуются новые места. Однако эмоционально не могу принять того, что захоронения конца 19 века — начала 20 века ликвидируются вот так просто. Они важны для истории крепости и города. Многие имена мы узнаём или даты жизни уточняем из надгробных плит. Здесь были захоронены как обычные люди, так и военачальники, персонал крепостных учреждений.
Как минимум необходимо было провести фиксацию захоронений или найденных надгробных камней. При обнаружении останков необходимо было сразу сообщать в музей, полиции, городской власти. К сожалению, и сегодня (2 июля) мы смогли обнаружить множественные кости на якобы расчищенной площадке. Я считаю, что это недопустимо в таком виде».
Тайн еще много
Генконсульство России уже неоднократно высказывалось о своём отношении к теме старого Гарнизонного кладбища. Генконсул Евгений Колесников передал членам хозяйственного комитета думы копию схемы захоронений на этом кладбище, составленную в 1916 году. Эту схему нашли поисковики из Даугавпилсского отряда «Память».
Согласно схеме, на этой территории в то время находилось большое количество захоронений погибших и умерших воинов Русской императорской армии, однако сегодня найти эти могилы сложно. По мнению генконсула, это может быть связано с тем, что на территории Гарнизонного кладбища, а, возможно, именно в этом месте, в годы Второй мировой войны нацисты устраивали массовые захоронения советских военнопленных из находившегося рядом лагеря для военнопленных Шталаг-340. Это, в частности, подтверждается документами, копии которых ещё с начала 1960-х годов хранятся в фондах Даугавпилсского краеведческого и художественного музея.
В генконсульстве предполагают, что оставшиеся пока нерасчищенными участки Гарнизонного кладбища могут таить в себе ещё очень много интересного, если не трагического. В том, что там будут обнаружены останки, сомнений у специалистов нет. Вопрос только в том, будут ли это, как и раньше, останки воинов Первой мировой, или, как и в Резекне, обнаружатся массовые захоронения советских военнопленных. Не исключено также, что здесь могут быть сооружения, подобные обнаруженному склепу, старые надгробия и т. д. Ответ может дать только детальное обследование этого места с участием соответствующих специалистов.
Такой подход разделяют и в латвийском Комитете братских кладбищ, говорят в консульстве.
Таким образом, с одной стороны, речь идет об историческом наследии старого Гарнизонного кладбища периода 19-го – начала 20-го веков, к которому, например, относится обнаруженный склеп. И здесь без помощи археологов не обойтись. С другой стороны, речь идёт о захоронениях русских воинов времён Первой и, возможно, Второй мировых войн. А это подпадает под действие латвийско-российского межправительственного соглашения о взаимном уходе за захоронениями. Последнее обусловливает интерес к этому вопросу со стороны генконсульства России и открывает возможность привлечения к исследованию этой темы наряду с сертифицированными археологами также квалифицированных поисковиков.
Российское воинское захоронение, которое охраняется упомянутым соглашением, на Гарнизонном кладбише уже есть, и если обнаружатся новые захоронения, их можно присоединить к нему, либо перезахоронить найденные здесь останки. В случае обнаружения здесь большого количества останков или массовых захоронений, вопрос может выйти на межгосударственный уровень, отметили в дипломатическом ведомстве.
В течение ближайшей недели рабочая группа должна решить, что делать дальше.