«Произведения искусства – это не салют на 10 минут, это надолго!», — Наталия Мариноха о том, что значит быть художником

Наталия Мариноха
Наталия Мариноха. Фото: Евгений Ратков

До 6 ноября в даугавпилсском Центре польской культуры (ул. Варшавас, 30) можно посмотреть выставку Наталии Маринохи «Для радости!». Наталия приехала жить и работать в Латвию в далёком 1988 году из России. Она окончила факультет прикладного искусства Московской текстильной академии. На её счету более 50 групповых выставок в Латвии, Литве, России, Белоруссии, Германии, Франции, а также 10 персональных выставок. Работы Наталии Маринохи находятся в частных и публичных коллекциях в Латвии, Литве, России, Франции, Германии, США, Японии и других странах. Наталья рассказала «Чайке» о своём творческом пути и о том, что значит быть художником в Даугавпилсе.

Примёрзшее письмо

Я рисовала всегда, с самого детства, с детсадовского возраста. Город, в котором я родилась, был небольшим. Художественной школы там поначалу не было, но была музыкальная. А так как петь мне тоже очень нравилось, я попыталась туда поступить. Помню, что даже проходила какое-то собеседование, что-то там пела. Но вскоре всем детям пришли письма с приглашениями в музыкалку, а мне — нет.

Поддержи «Чайку»:

Мы жили в частном доме, почтовый ящик у нас был на улице. Не найдя в нём той осенью письма, я немного расстроилась. Мне ведь казалось, что я не так плохо пою. Но что поделать? Не взяли, так не взяли. А потом в нашем городке открылась художественная школа и туда стали набирать детей. Я пошла. Это было где-то в классе четвёртом. И всё встало на свои места. Я стала заниматься тем, что до сих пор приносит мне огромное удовольствие.

Что же с музыкой? Весной, когда морозы отступили, мы нашли в нашем почтовом ящике письмо с приглашением в музыкальную школу. Оказалось, что оно просто провалилось вглубь ящика и там примёрзло, поэтому мы его тогда и не нашли. Я могла бы стать музыкантом, но сложилось по-другому. Но петь я люблю до сих пор. Правда, делаю это только в узком кругу друзей или в ванной.

Маленький город, где много художников

Когда мы с мужем сюда приехали, я удивилась. Даугавпилс достаточно маленький город, но здесь было много интересных художников. Мы почти сразу познакомились и стали принимать участие в совместных выставках. После первой у нас даже закупили работы в музейный фонд.

После акции художников города восстановили школу «Саулес». Многие художники в то время нашли там место для работы. Меня пригласили туда работать почти сразу после открытия школы на отделение моделирования одежды. Несколько лет я преподавала композицию, рисунок и живопись. Это было интересное время. Были «урожайные» годы, когда было много талантливых учеников. Я многих из них помню и радуюсь их достижениям. Я работала сначала со взрослыми, а потом с маленькими. С маленькими детьми мне было работать интереснее. У них всё так открыто и искренне. С детьми ты всегда на равных. У них горят глаза. Это я не к тому, что взрослые не такие. Просто с ними работается по-другому. Именно в «Саулес» школе у меня появилось много друзей среди коллег.

Я думаю, что не только мне этот период что-то дал, но и я кому-то что-то дала. Позже появились более высокие требования для преподавания в школе, помимо высшего художественного образования необходимо было иметь высшее педагогическое. У меня также не настолько высокий уровень знания латышского языка, чтобы преподавать композицию и живопись. Там есть своя специфика, порой сложно объяснять даже на родном языке. Так завершился мой период работы в школе.

То, что в Даугавпилсе есть школа «Саулес» и она активно развивается, не может не радовать, это прекрасно. Будешь ты потом художником или не будешь, уже не так важно. Главное, что у тебя будет это эстетическое воспитание, у тебя будет потребность в этой красоте. Можно участвовать в процессе, а можно просто наслаждаться тем, что делают другие. Но в тебе уже это будет, а это важно.

Костюмы или живопись? Живопись!

Так получилось, что мне предложили работу художника по костюмам в Даугавпилсском театре. Причём сразу к трём спектаклям. Опыт был удачным и началось сотрудничество. Какое-то время я даже была главным художником театра, но потом всё сократили. Я стала работать по договору. Если есть спектакль, то я делаю эскизы костюмов и работаю со швеями и актёрами непосредственно при изготовлении костюмов или декораций. Часто приходилось делать что-то самой, так как не было вариантов, ведь спектакль должен выйти вовремя.

Режиссёр обычно выбирает художника, с которым хочет делать спектакль. У меня было очень плодотворное сотрудничество со многими режиссёрами в нашем театре. Особенно интересные спектакли мы делали с Виктором Янсоном. Многие наши спектакли были номинированы и получали награды в Риге. Мне приятно вспомнить эти работы в театре, но повторять этот опыт я бы не хотела. Очень энергозатратное и недолговечное занятие. Наверное можно заниматься им по молодости, увлечённости или за хорошую оплату.

Я считаю себя универсальным художником, у меня высшее художественное образование и одновременно я художник-технолог. Мне повезло, что я смогла поступить и учиться в Москве в таком вузе. У меня хорошая школа. Это помогает мне в жизни.

Чем я только не занималась, живя в Даугавпилсе. Но моё самое любимое занятие — это живопись. Это определенная степень свободы! Ты делаешь то, что ты хочешь (если это не заказ, конечно). Это своего рода эгоизм, и я думаю, он присутствует в каждом. Ты через себя это всё пропускаешь и делишься с другими. Это же определённый обмен энергией. Есть ведь такое, что человек бежит к какой-то определённой картине, потому что она безумно ему нравится. А другой бежит к другой картине с такими же эмоциями. Это — как первая любовь. Вот ты увидел и всё!

Когда у меня покупают работы, я заметила, что от темперамента людей тоже много зависит. У меня у самой, например, почти нет красного цвета, ни в картинах, ни даже в одежде. Одна моя знакомая даже забавно назвала меня как-то «Наташа-голубой Дунай».

Свои «коробочки с запахом»

Мои самые любимые работы, это те, которые я сделала «за раз», на одном дыхании. Тогда в них чувствуется какой-то порыв и свежесть. Здесь на выставке есть работа «Нежно» (с пленэра в Червонке). Там не было возможности что-то долго мусолить. Это был однодневный пленэр. Ты долго находишься на одном месте и запоминаешь это состояние, пока пишешь работу. Этот летний день, этот свет, это настроение. Смотришь потом на картину и вспоминаешь этот момент.

Мне нравится рисовать цветы. Когда видишь и понимаешь, что вот сейчас они завянут и всё. И хочется успеть запечатлеть их. Я вдохновляюсь природой, но, как я уже не раз говорила, я хочу делать что-то своё. Когда я пишу цветы, я не делаю это как фотографию. Я, наоборот, что-то усиливаю, что-то меняю, добавляю. Самое главное — передать настроение. 

В Первомайке, где я живу, рядом лес. Я каждый день с восьмого этажа наблюдаю закат. Он каждый раз другой. И рассвет тоже каждый день другой. Каждый новый день вдохновляет на что-то!

Свои пленэрные работы, сделанные на свежем воздухе, я стараюсь не продавать, потому что я помню эти впечатления, это мой дневник. Это как у индейцев коробочки с запахом, они нюхают и вспоминают что-то, что было. А у меня не коробочки, а мои картины. Ведь это же не фотография. Момент запечатлён таким, каким я его увидела.

Коронавирус и поддержка художников

Когда грянул коронавирус, было какое-то шоковое состояние у всех.

У художников же, которые не имеют постоянной работы, практически ничего не изменилось, «свободные» художники так живут почти всегда. Работа то есть, то нет, картины то продаются, то нет, а значит и заработки тоже то есть, то…

За свою относительную свободу мы платим своей нестабильностью. В нашем случае ситуация только усугубилась, покупать картины сейчас не спешат, частные занятия проводить нельзя из-за карантина. 

Хорошо, что  центр Ротко реально помогает с материалами для работы, иначе просто не на чем и нечем было бы работать. Ведь живопись – это очень дорогое удовольствие. Марис Чачка никогда не отказывал мне в помощи, для меня это отношение очень ценно. Председатель нашей ассоциации художников Лига Чибле тоже старается задействовать художников в оформлении различных праздничных мероприятий города. Надеюсь, многим понравилось новогоднее оформление города и уже регулярный праздник улицы Ригас.

Когда мы с мужем приехали в 1988 году в Даугавпилс, здесь очень поддерживали художников. Для художников специально строились квартиры с мастерскими, поэтому было много приглашено художников из Риги. Они активно работали на благо города. Нам, как молодым специалистам с высшим художественным образованием, повезло получить такую квартиру с мастерской. Первое время за мастерскую даже ничего не надо было платить, только за квартиру. На Химии у многих тоже были мастерские для работы. Просто приходи и трудись.

У художников были регулярные заказы: например, расписать школу, стены зданий города, был создан парк скульптур в то время и многое другое. Эти заказы не были частыми, но за них хорошо платили и на эти деньги до следующего заказа можно было жить. Платили за эскиз, за авторский надзор. Когда проект выполнялся, привлекались и другие художники для исполнения и тоже зарабатывали. Тогда было создано практически всё для художников. Недаром их сюда заманивали квартирами. Сейчас же художники в основном зарабатывают как учителя или создают свою фирму в сфере рекламы и дизайна.

Дело в том, что не все художники должны и могут преподавать в школе в силу многих причин. Но мы профессиональные художники, мы долго учились этой профессии и стараемся и дальше развиваться в своем деле. Это наша работа – быть художником! Мы пишем картины, активно участвуем в выставках, которые смотрят наши жители и гости города. Лично мне очень нравится жить тут, кроме природных красот у меня здесь прекрасные друзья, есть возможность выставляться. Пока я могу жить и работать здесь. Но если не будет возможности оплачивать свою квартиру с мастерской, мне придется её продать, как случилось уже с большинством таких квартир для художников. Я очень надеюсь, что этого не случится.

У нас в городе, втором по величине в Латвии, нет постоянно работающей нормальной галереи, где можно было бы продавать работы художников.  Галерея «Белая лошадь» в крепости работает только летом. Там сыро, работы портятся и деформируются. Хорошо, что хоть она есть, но это не выход из плачевной ситуации. Ведь была же галерея «Мара» при музее. Почему бы не возродить или сделать что-то новое для города, его жителей и гостей?

Но сами художники это никак не потянут финансово. Да, сейчас капитализм, но искусство всегда было на дотации государства и меценатов. Говорят: «Красота спасёт мир!», но её же надо культивировать и поддерживать тех, кто её создает. Мы же — как заброшенная клумба, которую уже давно не поливали и не ухаживали.

В своё время был городской художественный совет, который мог оценить и выбрать действительно достойные и профессиональные работы художников. Был даже подарочный фонд работ наших художников для гостей города и других мероприятий.

Самоуправление сейчас иногда покупает картины художников в подарок на какие-то значимые даты, но у них есть ограничения. Они могут потратить на покупку картины не больше определённой суммы. И ты можешь или продать её дешевле, чем она стоит, или не продать вовсе.

Может быть сейчас, когда многие культурные мероприятия были отменены, имеет смысл часть этих средств направить на поддержку людей, которые это искусство и культуру создают?  У нас в городе «свободных» профессиональных художников не так много. Если бы город рассмотрел этот очень животрепещущий для нас вопрос о поддержке художников, хотя бы о закупке работ для общественных учреждений нашего города, было бы очень здорово.

Искусство — это «необходимая роскошь» для человека и его души! Может быть хорошая картина в больнице поможет кому-то быстрее выздороветь, а произведения искусства в школе и детских садах помогут нам вырастить художественно и эстетически образованных людей. Произведения искусства – это не салют на 10 минут, это надолго!

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
2 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments
trackback

[…] До 6 ноября в даугавпилсском Центре польской культуры (ул. Варшавас, 30) можно посмотреть выставку Наталии Маринохи «Для радости!». А интервью с художницей можно прочитать здесь. […]

trackback

[…] по прямому назначению. В этом с фотографами солидарны и местные […]