Роман Виктюк, волшебник театра, настойчиво приказал всем хорошим людям долго жить

Роман Виктюк в свой последний приезд в Ригу, март 2017 года. Фото: Андрей Шаврей
Роман Виктюк в свой последний приезд в Ригу, март 2017 года. Фото: Андрей Шаврей

Да, увы. То, чего боялись многие, свершилось: в возрасте 84 лет умер выдающийся режиссёр Роман Виктюк. И, как сообщают, информационные агентства, держащегося из последних сил классика жанра (он похудевший, но с горящими глазами, в сентябре приезжал открыть сезон в своём театре), добил этот проклятый ковид. 

О связи с Латвией

С Латвией Виктюка связывало многое. Здесь к нему пришёл один из первых громких «зарубежных» успехов. В театре «Дайлес» в 1993-м он весной показал спектакль «Служанки» и «Лолиту», а в августе — «М.Баттерфляй» и «Рогатку». До сих пор, и в этом уверен не только я, это были лучшие спектакли мэтра. Причём, «М.Баттерфляй» ещё выше уровнем, чем легендарные «Служанки». И счастлив тот, кто все те спектакли видел. Я счастлив. 

Поддержи «Чайку»:

А кроме того, Роман Григорьевич четыре года приезжал в Ригу, чтобы вести курс артистов от Латвии, поставил два спектакля в «Рижском русском театре. А начинавший его ассистентом молодой режиссёр Олег Шапошников — теперь главный в Даугавпилсском театре. 

«Как познакомился — история долгая и неординарная, такая же, как все истории самого Мастера…. — сказал «Чайке» Олег. — Он не учил. У него можно было научиться. Любви, театру, театру любви и любви к театру. Он сам жил именно этими понятиями, всё прочее было ему странно. В высшем духовном смысле — это был человек не от мира сего».

Об очень личном

Что до меня, то он меня научил… любви. Ко всему прекрасному и живому. За период с 1995 по 2017 годы у меня с Романом Григорьевичем было интервью… ну, где-то двадцать примерно. Одно из них он, кстати, полностью вставил в свою книгу «Роман с самим собой» (2000 год). Чем горжусь. Но при этом, увидев меня с этой книгой, с которой я к нему подошёл как-то за автографом, он меня вдруг отодвинул и крикнул: «Мама!». Он увидел мою маму, скрипачку Оперы. И, не глядя на меня, подписал книгу: «Андреевне!». И ведь и отчество угадал, кстати. Или, действительно, он был просто волшебником. Не без этого. 

Он был натуральный волшебник, конечно. Во всяком случае, весьма энергетический человек, не без экстрасенсорики, конечно. В последний приезд в Ригу, в марте 2017 года, он привозил спектакль по мотивам Марины Цветаевой «Федра. Мистерия духа». Я встретил его на вокзале, он был уже слаб после инсульта. Но в купе, увидев меня, выругался весело: «Журналист Андрей, бл…!». Путь от вагона номер четыре до машины, который обычным шагом можно пройти за две минуты, мы прошли минут за 15, Роман шёл, крепко вцепившись в мою руку, и я знал, и он знал, что в эти минуты его энергия буквально передается мне, мне по наследству.

«Пойдем! Вперед!», — тихо, но повелительно прошептал Виктюк. Мы двинулись со скоростью 0,5 км/ч по рижскому вокзалу прямиком к отелю, что невдалеке. Роман Григорьевич крепко держался за руку и тихо шептал почти в ухо, иногда сокровенное.

Об удивительном сне

«Знаешь, что мне снилось по дороге в Ригу. Мне снился страшный сон с участием главного симфонического оркестра Латвии. Под управлением кого, спрашиваешь? Глупый вопрос — под управлением меня, конечно! Видимо, всё-таки не зря в детстве цыганка мне нагадала, что я стану дирижёром, и, возможно, ещё не всё потеряно. И вот снится, что голос свыше объявляет, что начинается концерт, и «дирижёр — Роман Виктюк!». И вот я выхожу на сцену, доносятся аплодисменты, я встаю за пульт, вижу глаза-глаза-глаза музыкантов-латышей, поднимаю руки и… Нет! Я вдруг понимаю, что начинаю дирижировать знаменитым трёхминутным произведением великого американского композитора Джона Кейджа. У него по сюжету выходит на сцену оркестр, пианист и… слушатели наслаждаются тремя минутами тишины. Уже классическое практически сочинение, между прочим. И вот после моего взмаха — тишина!.. 

Такая мизансцена мне приснилась… Оркестр приготовился играть, и — тишина! Я в панике думаю, что происходит, и… тут вдруг стук в дверь, пришли проверяющие! Я смотрю на пограничников сонными глазами, а они вежливо поздоровались, даже паспорт не попросили и сразу ушли. И вот я в Латвии, где мне всё знакомо, вот сейчас будет поворот направо и там лифт, а там ваша вокзальная площадь. Но эта тишина… Ти-ши-на!»…

Но лучше всего феномен Виктюка отразил в своем потрясающем фильме «Баттерфляй» Алексей Учитель. Посмотрите, кто не видел.

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
2 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments
trackback

[…] как говорил о нём недавно ушедший из жизни режиссёр Роман Виктюк. Судьба подарила мне потрясающую беседу с ним, […]

trackback

[…] публика видела постановку этой же пьесы, но режиссёра Романа Виктюка. Его «Служанок»  играли мужчины.В постановке […]