25 марта в официальном латвийском календаре значится как День памяти жертв коммунистического геноцида. В 1949 году в этот день 42 тысячи человек были депортированы из Латвии в Сибирь, где многие погибли от тяжёлой работы, голода и холода.
Насильственная ссылка, организованная властями СССР, коснулась также Литвы и Эстонии. В общей сложности из Прибалтики депортировали около 95 тысяч человек. Не щадили никого — ни женщин, ни стариков, ни детей. Далеко не все добрались живыми до пункта назначения. А тех, кто прибыл на Север, ждали каторжные работы. Так товарищ Сталин решил воспитать противников советской власти, а также их антикоммунистические семьи.
Эксперты считают, что мартовская депортация 1949 года является одним из наиболее трагических периодов в истории нашей страны. Однако в части российского исторического сообщества есть мнение, что градус трагизма несколько завышен правительствами прибалтийских республик, которые своими «ритуальными политическими жестами» пытаются «получить компенсацию за оккупацию».
Мы поговорили с историками, чьи взгляды кардинально отличаются друг от друга. Со стороны России выступил: руководитель исследовательских программ Фонда «Историческая память» — Владимир Симиндей, а со стороны Латвии: cоветник директора Музея оккупации по вопросам международного сотрудничества — Гинтс Апалс.
Жаркую дискуссию и краткий исторический обзор — смотрите на нашем ютуб-канале CHAYKA.