Как будет работать новый Онкологический план — эксплейнер «Чайки»

рак
Ежегодно примерно 6 000 жителей Латвии умирают от злокачественных опухолей. Новый онкологический план даёт надежду, что лечение онкопациентов будет более эффективным. Фото: Thirdman/pexels

Для онкобольных людей и групп риска в Латгальском регионе появился новый подход в лечении, прописанный в Онкологическом плане правительства. Этот план должен сделать жизнь пациентов проще – они смогут получить все услуги локально и в полном объёме на базе существующих медучреждений.

Мы объясняем, что известно о реализации нового онкологического плана в Латгалии, как его наличие отразится на процессе диагностики, лечения и реабилитации для жителей региона.  

Читай нас в Telegram

Онкоплан был принят правительством 5 июля и является чрезвычайно важным для региона, поскольку именно Латгалия является лидером по количеству онкологических диагнозов в Латвии. Из 11 000 новых случаев, которые в среднем диагностируются в стране ежегодно, в Даугавпилсе и регионе выявляются от 850 до 1 000 случаев в год.

«Но это не выражает ситуацию конкретно в Даугавпилсе», – подчёркивает Григорий Семёнов, руководитель ДБР. «Мы – единственный онкоцентр на регион. Также надо понимать, что семейные врачи, относительно, например, нейроонкологии, направляют пациентов из Даугавпилса напрямую в Ригу».

Презентация плана Минздрава доступна здесь.

Что такое Онкологический план?

Это программа улучшения медицинской помощи в сфере онкологии, разработанная Минздравом на 2022-2024 годы. Основная её цель — перестроить работу системы здравоохранения так, чтобы диагноз рак ставили пациентам на ранней стадии, а процесс лечения и реабилитации проходил не раздроблено, а в рамках единой системы.

Руководитель Даугавпилсской региональной больницы Григорий Семёнов. Фото: Евгений Ратков
Григорий Семёнов. Фото: Евгений Ратков

При этом вся информация о пациенте будет содержаться в единой базе и будет доступна всем специалистам, участвующим в процессе. Эта единая система — одно из основных новшеств. 

«В Латвии пока такой единой системы нет. В итоге пациент получает не весь комплекс терапии (а это очень большой спектр!), а единичные услуги», – говорит Григорий Семёнов.

В персональном файле человека будет вся медицинская информация о нём, в том числе о профилактических и диагностических мерах.

Сколько стоит новый план?

В 2023 году на весь план в Латвии планируют потратить 98,8 миллионов евро, а в 2024 году – 113,2 млн евро, а в 2025 – ещё 113,8 млн. Это дополнительные деньги к обычному финансированию системы здравоохранения.

На что потратят 100 миллионов в год? 

Согласно информации Минздрава, дополнительное финансирование пойдет на следующие цели:

  1. Улучшение диагностики онкологических заболеваний. Семёнов говорит, что для ДРБ это означает привлечение новых специалистов и покупку нового оборудования, улучшение охвата и качества скрининга рака.
  2. Улучшение лечения онкологических больных, включая медикаментозное и хирургическое лечение злокачественных новообразований. Это означает увеличение суммы на компенсацию пациенту стоимости медикаментов, создание единой базы данных о пациентах.
  3. Улучшение знаний населения и понимания факторов риска онкологических заболеваний и их последствий. Это означает, что Министерство здравоохранения и Центр профилактики и контроля заболеваний будут проводить информационные кампании о факторах риска, профилактике и диагностике рака.
  4. Ещё одна цель плана — содействие эффективному использованию ресурсов здравоохранения в области онкологии. Это означает, что лечение рака будет доступно локально, для него не нужно будет ехать в Ригу.
Главные причины смерти в Латвии в 2021 году – это заболевания сердечно-сосудистой системы, рак, пневмония, коронавирус и диабет. Источник: State of Health in the EU

Почему необходим новый план?

До сих пор процесс диагностики и лечения рака во всей стране происходил разорванно, бессистемно, нет согласованности между крупными медучреждениями.

Вот как его описывает Семёнов: «Если пациент обошёл нас, обратился в другую поликлинику, либо семейный врач напрямую направил его в Ригу, мы его не видим. Обычно такой пациент к нам попадает уже на послеоперационную терапию. Мы получаем его уже с каким-то результатом, но не ведём от начала до конца».

Глава ДРБ поясняет, что с единым регистром можно будет говорить о качественных показателях, вводить критерии для хирургов, терапевтов.

Какие проблемы Даугавпилса и Латгалии должен решить план?

«Главные трудности для нас как региона — это очереди, нескоротечность и эпизодичность терапии» , – говорит Семёнов. 

Создание единой базы о пациентах и найм новых специалистов должен частично решить эти проблемы. Также весь комплекс терапии станет доступен в одном месте.   

«Человеку важно получать дооперационную терапию, операцию и закрепляющую химиотерапию в одном месте. Тогда мы можем сказать, что это качественная услуга. А когда пациент разрывается по разным учреждениям, выследить это нельзя. Что имеем как результат? Онкоцентры показывают друг на друга пальцем и винят друг друга, что кто-то не сделал своевременно, кто-то не обеспечил лечение после должным образом», – говорит Семёнов.

Уровень смертности от онкологии на 100 000 населения. Иллюстрация из Онкоплана Минздрава

Параллельно с поисками и привлечением новых специалистов  ДРБ купит новое оборудование. «После долгих дискуссий акционеры и Министерство нас поддержали. Мы будем усиливать потенциал лучевой терапии. 

Сейчас больница закупает линейный ускоритель — комплекс радиотерапии, который используется для облучения злокачественных новообразований. В ДРБ – старый аппарат и единственный на регион, что очень негативно отражается на качестве обслуживания пациентов, влияет на качество их жизни».

«Мы начнём установку нового аппарата и постройку нового бункера, чтобы к 2024 году установить ещё один новый аппарат и иметь возможность распределять эту нагрузку, в случае, например, если один из двух аппаратов сломался».

Также в планах – установка аппарата флюороскопии,  рентгенологического исследования, при котором динамическое изображение объекта (например, лёгких и бронхов) получают на светящемся экране.  

Команда как единый механизм — как это будет работать?

Вот как рассказывает об этом Семёнов: «Мультидисциплинарная команда существует и на данный момент. У нас хватает специалистов, чтобы должным образом обеспечить принятие решение в консилиуме, оказать стационарное лечение». 

Но новая задача — выявить онкологию на более ранних стадиях, когда ещё не нужно хирургическое вмешательство, обеспечить химиотерапию или лучевую терапию. Для этого нужны  новые специалисты на первичном уровне. 

«Мы укрепляем наш состав, внедряем новых специалистов», – рассказывает глава ДРБ. Сейчас в нашей больнице готовится пополнение — два специалиста хирургического профиля и пять химиотерапевтов. Возможно, будет и резидент-гинеколог. 

«Больше всего меня смущала онкогинекология, ведь не было специалиста, который бы сменил единственного действующего врача», – делится Семёнов.

В ДРБ также помогают ассистировать коллеги из Риги. «Плюс, с клиническим фармацевтом и коллегами пересматриваем вопрос химиотерапии, подготовки препаратов», – добавляет руководитель ДРБ.

Среди количества новых выявленных случаев в 2021 году, самые распространённые виды злокачественных опухолей среди мужчин – рак простаты, лёгких и прямой кишки. Среди женщин – рак груди, рак прямой кишки и рак шейки матки. Источник: State of Health in the EU

Что дают новые руководства и алгоритмы?

Минздрав подчёркивает: важно ввести единые руководства и алгоритмы, чтобы человек получал обследование, лечение, контроль и уход по единым стандартам качества, которые определены в Европе. 

Семёнов утверждает – алгоритмы существовали и существуют, но они не работают. 

«Напрямую от семейных врачей мы всё так же получали полностью необследованных пациентов с подозрением на диагноз. Их закидывали на следующий этап, не используя возможные инструменты», – говорит глава ДРБ.

Семёнов объясняет, что здесь невозможно справиться без семейных врачей, которые знают своих пациентов лучше врачей больницы. «Они знают, насколько человек предрасположен к онкологии, каковы его риски, если, например, он курит. Насколько важно своевременно делать, например, рентген лёгких».

Когда все медучреждения начнут работать по новому плану?

Изменения будут вводиться постепенно, но все учреждения начнут работать по-новому со второй половины 2023 года.

Когда создадут единую базу?

Конкретного срока — года, с которого начнёт работать единый онкорегистр, пока нет. Но работа над онкорегистром началась уже в этом году.

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments