Как больница в Даугавпилсе превращается в желанное место работы для специалистов. Взгляд столичных журналистов

Григорий Семёнов, руководитель Даугавпилсской региональной больницы. Фото: Юрис Лисовс / TVNET
Григорий Семёнов, руководитель ДРБ. Своей работой он доказывает, что ДРБ - не провинциальная больница с дурной репутацией, а современное и хорошо оснащённое медицинское учреждение, в котором хочется работать и молодым, и опытным специалистам. Фото: Юрис Лисовс / TVNET

В Даугавпилсской региональной больнице (ДРБ) недалеко от входа есть аптека. Раньше за её аренду больница получала 720 евро в месяц. Сейчас — 12 750 евро. Всё потому, что руководитель больницы Григорий Семёнов провёл открытый аукцион, породивший здоровую конкуренцию.

Семёнов — экономист по образованию и старается наладить процессы в больнице, которую неплохо знает изнутри.

Поддержи «Чайку»:

Он пришел сюда 12 лет назад, когда ему был 21 год, на позицию «принеси — подай» и грузчика.

«Во время практики, пока учился на экономиста, помню, возил истории болезней в архив, должен был помогать, а по факту делал это один, и меня ещё подгонял мужчина, водитель больницы — один из тех, кто теперь периодически возит меня в Министерство. Сейчас, наверно, он чувствует себя крайне неловко», — улыбается Семёнов.

Семёнов пришёл с низов и подхватил реформы, чтобы развеять миф о ДРБ — как о провинциальном учреждении с дурной репутацией. Сегодня больница в Даугавпилсе превращается в желанное и отлично оборудованное место работы для десятков молодых специалистов. 

Как это произошло — RUS TVNET разбирался в рамках совместного с Chayka.lv проекта «Даугавпилс: лучше, чем в столице».

О молодых специалистах

Семёнов рассказывает о больнице много и с энтузиазмом, разбавляя рассказ фразами типа «что там скрывать?». Журналисты давно заметили, что его манера общения отличается от поведения типичного чиновника и даже большинства врачей, работающих в ДРБ, которые с прессой говорить зачастую стесняются или не хотят.

Семёнов отмечает, что, разговаривая с людьми, он учится, и для него это особенно важно, поскольку он — не медик: «Я редко участвую в конференциях, семинарах и так далее. Ну, нет у меня времени, но я постоянно слушаю врачей, своих коллег».

Окончив среднюю школу №16 в Даугавпилсе, Григорий надеялся покорить Ригу и поступил в Латвийский университет. Но ему пришлось вернуться домой по семейным обстоятельствам. В результате он окончил Даугавпилсский университет, о чём ничуть не жалеет.

В ДРБ он начал грузчиком, потом работал там кассиром, потом экономистом, позже — главным экономистом, главой финансового отдела и за последние три года дорос до члена правления больницы.

Теперь в ДРБ похожий путь предлагают молодым врачам.

Владимир Серских пришёл в больницу санитаром ещё до поступления на медицинский факультет университета. Теперь он врач неотложной медицины, который стабилизирует тяжёлых пациентов.

Он отмечает, что больница не только ему, но и другим даёт возможности не просто сидеть в приёмном отделении и заполнять бумаги, но делать неотложные операции и другие манипуляции.

«Это вызов, здесь тебе придётся сделать всё самому, — говорит он. — Это очень хороший стимул для врача. Не тобой командуют и ты под кем-то, но тебя, конечно, здесь и не бросят, подстрахуют».

Последние пять лет в больницу ежегодно приходят минимум 10 молодых ребят разного профиля. Но в этом году Семёнов идёт на рекорд — в июле в списках, кто пойдет в резидентуру от больницы, было уже 18 молодых специалистов, и цифра продолжала расти.

«Определённо, в последние годы здесь стало больше молодых ребят. Здесь есть возможность сделать то, что не всегда было бы доступно в другом месте. То есть допускают до манипуляций, до дел, которыми не сразу бы получилось заниматься в той же Риге», — делится Надежда Шершнёва, молодой нефролог (занимается болезнями почек, заместительной почечной терапией).

О новом оборудовании

Кроме новых специалистов, больница сегодня может гордиться и новым оборудованием. Григорий рассказывает, как удивился однажды рижский специалист с десятилетним опытом, увидев аппаратуру ДРБ, к которой наши специалисты имеют доступ каждый день. «Он имеет право подхода к лапароскопу раз в месяц, потому что там очередь к этому аппарату».

Игорь Гайлевич, молодой радиолог, имел похожий опыт в Риге: «Допустим, мы хотим заниматься ультрасонографией. Вот это новый замечательный аппарат премиум-класса, которым мы можем пользоваться каждый день. А в «Гайльэзерсе» бывало, что резидентов было больше, чем рабочих станций».

Врач неотложной помощи Серских отмечает, что просил помощи у руководства, чтобы обустроить приёмное отделение. В итоге за последние годы в приёмное отделение вложили 1,2 миллиона евро, один только аппарат компьютерной томографии обошёлся в 600 000 евро. 

«Технически мы обеспечены очень хорошо. Мы в каком-то плане можем даже дать бой каким-то приемным отделениям Риги», — убеждён Серских.

В целом за недавнее время в больнице появилось оборудование на 6,5 млн евро.

Расширяются и услуги

Новые специалисты и оборудование дают ДРБ возможность предлагать и услуги, которых раньше не было.

Например, молодые лоры ​Рената Клагиша и Рудольф Янис Виксне, проходившие резидентуру в Риге, объединились в команду и теперь делают сложные операции.

В частности, теперь в Даугавпилсе можно сделать функциональную коррекцию формы носа, прооперировать голосовые связки, чтобы снять с них образования, и даже сделать операцию на ушах — это то, чем команда особенно гордится.

У человека в среднем ухе три косточки — если одна из них повреждена, здесь теперь могут вместо неё вставить протез. Это требует хорошей аппаратуры, наличия операционного зала, анестезиолога, большого инструментария — операционный микроскоп, микроинструмент. Всё это теперь в больнице есть.

«Всё лучшее в Риге — это миф. Латвия — это не Рига. И мне очень обидно, что люди так думают», — признается Клагиша.

В июле, за несколько дней до приезда RUS TVNET в Даугавпилс, также в больнице пациенту впервые поставили перитонеальный катетер для диализа — одного из методов, как заместить неработающие почки. Это совершенно новое для Даугавпилса. Теперь здесь появился специалист, который умеет делать эту манипуляцию, и его поддержала Надежда Шершнёва, которая верит, что сможет дальше его вести.

О платных услугах для пациентов

Семёнов рад, что всё чаще специалисты выступают с инициативами запуска новых услуг, и это напрямую их заслуга. «Моя задача — найти поставщиков, столкнуть их лбами, чтобы вытянуть для больницы более приемлемое предложение, уговорить на беспроцентные рассрочки, придумать, как это компенсировать в процессе».

Один из способов компенсировать — ввести новую платную услугу, которую со временем, как только выделят квоту, заменит госпрограмма. Так произошло, например, с лорами. В больнице не было для них оборудования, его закупали из расчёта на обеспечение новых услуг.

«Мы поняли, сколько нужно вложить, разработали платный прейскурант и стали использовать массовую поддержку, которую тогда могло себе позволить самоуправление. Мы поставили это на тираж. Все были по факту в бонусе, пациентам — доступность, для врачей — постоянный спрос, для больницы — окупаемость в отсутствие государственных квот», — рассказывает Семёнов.

Теперь он надеется внедрить и поставить на поток услуги, за которыми жителям региона пока приходится ездить в Ригу — например, детскую стоматологию под анестезией.

«Это ещё не запущено, но окупит себя 100% до конца года, — говорит Семёнов. — Понятно, что стоматологу дорого учиться, это одна из самых дорогих специальностей. Но когда уже есть привлеченный стоматолог, да и не один, я уверен, мы предоставим более конкурентоспособную цену с Ригой — родителям не надо будет ехать в Ригу, тратиться на гостиницу, проезд и так далее».

Семенов надеется, что платные услуги привлекут и иностранных клиентов, которые готовы и могут платить больше, чем местные, тем самым компенсируя потери от того, что для латвийцев платные расценки не растут.

«Нам какая разница, кого лечить? Единственный момент — нужно менять мышление. Одно — медицинская услуга, другое — сервис, уход. Когда иностранец приезжает и платит за услугу, он хочет получать ответ на вопрос, а не просто — лежи — капайся», — объясняет Семёнов. То же самое касается и местных пациентов, необходимо менять подход в целом, убеждён руководитель ДРБ.

О сокращении расходов 

Помимо источников заработка, Семёнов и его команда думают и о том, где можно урезать расходы.

Например, в некоторых случаях пациенты, которых раньше госпитализировали, отправляются на амбулаторное лечение с тем же набором лечебных услуг. Для больницы это финансово выгоднее.

«Это не ново. Поэтому и мы решили, почему бы не отсеивать из стационара пациентов, которых мы можем полноценно обследовать в обсервации, поставив диагноз и назначив лечение, и стали расширять потенциал приёмника. Если человек без надобности не ушёл в стационар и его можно лечить амбулаторно, ты не только денежку сэкономил, более рационально используя ресурсы стационарных отделений и увеличивая доступность для действительно острых, неотложных пациентов, но ещё и получил дополнительную денежку от государства в виде оплачиваемых амбулаторных услуг», — поясняет Семёнов.

Ещё один способ экономить, который пришлось реализовать Семёнову, — это постараться поменять мышление сотрудников и их отношение к их же деньгам — бюджету больницы.

«Если они додумались, например, выносить туалетную бумагу или необдуманно и не щадя сливать дезинфицирующие средства, они забирают не у меня, они забирают у себя, потому что эта денежка, которую не сэкономили, могла пойти в заработный фонд», — объясняет он.

О бонусах для молодых

Семёнов рассказывает, что со временем все изменения, которые больница вводила, начинают «работать» на неё.

Например, врачи и не только, дежуря на сменах или подрабатывая в других больницах, беседуя с перспективными коллегами, рекламируют больницу, зазывают в гости, чтобы привлечь их в команду, укрепив и усилив её и в будущем расширив перечень предлагаемых больницей услуг.

«И вот уже парень, которого ты ещё вчера поддержал, сам тебе будет помогать тянуть кого-то, потому что он в нём заинтересован, ему нужна команда», — отмечает руководитель ДРБ.

«Очень много знакомых лиц появляется — это все мои коллеги, резиденты, студенты, с которыми я учился, — признается молодой радиолог Гайлевич. — Уже такое ощущение, что у тебя больше знакомых опять здесь, в Даугавпилсе, чем в Риге».

Гайлевич сам приехал из Риги, когда понял, что в Даугавпилсе не только интересно, но и выгодно работать.

«Больница оплатила мне резидентуру и дала стипендию. Когда я подписывал бумаги, я понимал, что пять лет — это ничто. Я понимал, что я останусь здесь и больше, ещё пять-пять-пять лет», — вспоминает он.

​Решение «отбонусировать», как говорит Семёнов, ребят, он принял в 2019 году, чтобы улучшить конкурентоспособность. В больнице платным резидентам, подписавшим контракт, не только оплачивают учёбу, как в других больницах, но и дополнительно платят стипендию — 950 евро в месяц на руки.

Это выгодно, потому что, как правило, больницы резидентам не платят ничего, считая резидентуру ценной практикой, которая, к тому же, обязательная.

А что специалистам со стажем?

Семёнов отмечает, что пытается построить систему, при которой и молодым, и опытным специалистам комфортно и все заинтересованы друг в друге.

По сути, больница дает возможность более опытным специалистам передать часть рутины молодым, тем самым разгрузившись и сбалансировав нагрузку между всеми. Главное, чтобы при уменьшении нагрузки сэкономленная денежка возвращалась обратно в оплату специалистам. В определённых случаях специалистам с огромным опытом предлагается больше выступать в роли наставников.

«Я им говорю — не обязательно приходить к 08:00 и пахать, как все, с утра до ночи, не обязательно, чтобы вы постоянно делали обходы. Будьте рядом, чтобы у молодых была возможность с кем-то проконсультироваться, чтобы был тот, кто им подскажет, даст совет, обучит — рассказывает он. — Это не мною создано, это существует в Америке, да и не только, но, мне кажется, это самая эффектная тема, когда ты применяешь незаменимые знания, жизненный опыт, чуйку людей, но их не запихиваешь в рамки, в которых им уже физически тяжело, тем самым сохраняя их в лечебных процессах больницы. В Америке это называется супервайзер».

Относительно мнения, что «молодые могут не вылечить, а покалечить», Семёнов уверяет, что это — клише. «Он пять лет фигачил в Университетской больнице, имел такой опыт и доступ в той же самой неотложке, чего некоторые порой здесь уже и не помнят. Единственный момент, конечно, у них может не быть опыта по серьёзным, крайне редким случаям. Поэтому они друг друга дополняют».

При этом новая система оплаты предполагает, что более опытные врачи не потеряют деньги при меньшем количестве часов, так как она учитывает этот самый опыт вместо работы сверхурочно, как было принято раньше. 

«Мы пытаемся показать, что если пустить новых специалистов, то экономия вернётся обратно. Просто это будет не сверхчас, а увеличенная часовая ставка. И получается — ты работаешь меньше, но за время, что отработал, будешь получать больше. Или, например, оплачиваемый свободный день, чтобы восстановиться от дежурства», — говорит Семёнов.

В этом году Григория Семёнова наградили орденом Трёх звезд — высшей государственной наградой Латвии. «Это было крайне неожиданно. Кто-то придумал мне какой-то образ особенного менеджера, и его начинают тиражировать», — считает он.

Семёнов хочет сделать стенд — полочку достижений больницы, как в школе. Ему дико совестно, что награду получил он, а не коллектив. С полочкой, как и с остальными новшествами, ему надо успеть до 2024 года, когда истекает пятилетний срок его руководства. На следующую пятилетку он пока выдвигаться не хочет — устал, и, говорит, что «со временем замыливается глаз». Но Григорий Семёнов надеется, что и за первый срок оставит достойный след, за который потом не будет стыдно.

«Этот корабль плыл и будет плыть без остановки, потому что никто не потопит эту больницу, она все-таки уж очень крупная и важная для региона, чтобы взять и поставить на ней крест», — заключает Семёнов.

Автор текста — Эрика Сташкевич, RUS TVNET

Если нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Нас можно найти также:
Facebook
YouTube
Instagram
Telegram

Подписаться
Уведомление о
guest
1 Комментарий
Oldest
Newest Most Voted
Inline Feedbacks
View all comments
Совет
Совет
1 год назад

Было бы более информативнее рассказать и упомянуть о всех новых и молодых специалистах. Например, медсестры, которые возвращаются после обучения с Риги, со степенью магистра и со специализацией и тд.. Также о функциональных специалистах — аудиологопеды, эрготерапевты, физиотерапевты. Это всё специалисты делают фундамент нашей больницы! Нужно рассказывать и поддерживать своих!